Некогда чинные британцы звереют
Медсестры и персонал магазинов в Великобритании сталкиваются с волной жестокого обращения после окончания карантина
По свидетельству организаций, которые их представляют, люди, занимающие публичные должности, сталкиваются с растущей враждебностью и словесными оскорблениями после окончания карантина по ковиду. По данным Института обслуживания клиентов (ICS), половина всех работников магазинов, транспорта, ресторанов, отелей и других лиц, регулярно контактирующих с населением, подвергались жестокому обращению за последние шесть месяцев. Это на 6% больше, чем майские 44%. Как выяснилось, 27% даже подверглись физическому насилию.
Исследование проводится на фоне предупреждения профсоюзов и отраслевых организаций о растущей враждебности общества по отношению к рабочим после второй волны ковида.
Профсоюз рабочих Usdaw заявил, что 88% его членов подверглись словесным оскорблениям в прошлом году — по сравнению с 68% в 2019 году — и 9% подверглись физическому насилию. Транспортный профсоюз RMT сообщил, что с начала пандемии 58% работников поездов, автобусов и паромов подвергались угрозам, нападениям или плевкам, а 88% подвергались словесным оскорблениям. Британский консорциум розничной торговли сообщил, что количество случаев насилия и жестокого обращения возросло до 455 в день в 2020-2021 годах по сравнению с 350 в день в 2017-18 годах.
«Враждебность по отношению к сотрудникам, работающим с клиентами, продолжает иметь место, даже несмотря на то, что мы вышли из изоляции, — сказал генеральный директор ICS Джо Каусон. — Около половины сотрудников не сообщают о враждебности, потому что не думают, что это будет иметь значение. Они не думают, что полиция будет действовать, и считают, что подвергаться оскорблениям — это часть их работы».
По словам Каусона, это серьезно сказывается на психическом здоровье и благополучии, и в результате многие бросают работу. Поскольку 61% рабочей силы занимают общественные должности, текучесть кадров и больничные дни ведут к огромным экономическим издержкам, которые, по оценке ICS, составляют 33 миллиарда фунтов стерлингов в год.
Государственная служба здравоохранения также пострадала. В этом месяце врачи и администраторы предупредили, что многие бросают работу из-за жестокого обращения со стороны пациентов, да и трасты NHS обеспокоены тем, что многие сотрудники A&E рассматривают возможность перехода на менее стрессовые должности из-за враждебности.
88% сотрудников розничной торговли заявили о словесных оскорблениях со стороны общественности в прошлом году, при этом 61% столкнулись с угрозами.
Оливия Блейк, член парламента от лейбористской партии от округа Шеффилд Халлам, является одним из нескольких межпартийных депутатов, поддерживающих кампанию Службы ICS с уважением, которая призывает организации проявить абсолютную нетерпимость к жестокому обращению с персоналом, чтобы представители общественности остановились и подумали, а властям надо принимать законы. Блейк представила законопроект о 10-минутном правиле в прошлом месяце, чтобы создать новое преступление, связанное с жестоким обращением с публичными работниками. Он должен пройти второе чтение в январе, хотя без государственной поддержки вряд ли станет законом. «Существующее законодательство использовалось в отношении аварийных работников, находящихся на переднем крае, но оно не применялось последовательно и не применимо к людям многих профессий», — с горечью говорит она.
Депутаты на прошлой неделе также говорили о злоупотреблениях и угрозах в адрес них и их сотрудников после убийства сэра Дэвида Амесса. «Не только депутаты подвергаются оскорблениям в социальных сетях, — добавила Блейк. — Посмотрите на Маркуса Рэшфорда и других людей в глазах общественности. Социальные сети стали большой проблемой».
Хотя враждебность возросла с начала пандемии, это было серьезной проблемой для многих и до ковида. Когда в апреле 2020 года количество пассажиров упало до 6% от обычного уровня, нападения на персонал станций стали намного чаще, чем ожидалось — на 26% от обычного уровня, согласно данным Совета по железнодорожным стандартам и безопасности. К августу 2020 года количество нападений вернулось к прежнему уровню, хотя путешествовали только около 40% пассажиров.
Дениз Монкс из Британской ассоциации социальных работников сказала, что не может вспомнить в своей карьере время, когда на неё не плевали и не угрожали. «Новым за последние несколько лет является рост грубых жалоб, которые поступают еженедельно, а иногда и ежедневно, — сказала она. — Жалобы важны, потому что они помогают нам понять, что идёт не так, но теперь мы видим, как люди подают жалобы зачастую на отдельных социальных работников». По её словам, хотя жалобы могут быть безосновательными, они все же требуют официального расследования, что отнимает время и силы от других дел.
Профессор Джермейн Равалье из Университета Бат-Спа участвовал в обследовании 12 000 британских учителей и обнаружил, что 40% учителей начальных классов и 20% учителей средних школ сообщили о негативном родительском поведении. «Наблюдалось явное увеличение частоты, а иногда и серьезности плохого поведения по отношению к школьным работникам», — говорит он. Есть свидетельства того, что рост жестокого обращения совпадает с крупными событиями. Профсоюз Usdaw сообщал о резких скачках в 2011 году, в первые годы жесткой экономии и в 2016 году после референдума о Брексите. Д-р Эммелин Тейлор, заместитель декана Городского университета, сказала: «Меня как криминолога беспокоит то, что когда люди преодолевают определенный порог того, что воспринимается как нормальное поведение, становится очень трудно повернуть назад. Как только кто-то начинает думать: «Я могу называть этого человека любым именем под солнцем, и со мной ничего не случится», — тогда и устанавливается новую норму».
Долгосрочных данных мало, но исследование, проведенное доктором Морисом Уоддлом из Йоркского университета в отношении ответов на вопросы премьер-министра за 37 лет, показывает, что премьер-министры всё чаще по отношению к своим оппонентам переходят на личности. Это могло отразить или привести к огрублению публичных дебатов в газетах и в Интернете.
Лишь 8% ответов Маргарет Тэтчер Джиму Каллахану содержали личные нападки, хотя их количество увеличилось до 40%, когда она столкнулась с Нилом Кинноком в конце своего премьерства. Половина ответов Гордона Брауна Дэвиду Кэмерону были личными. А когда Кэмерон стал премьер-министром, 58% его ранних разговоров с Эдом Милибэндом включали личные нападки, а к всеобщим выборам 2015 года этот показатель вырос почти до 62%.
«Одной из причин может быть повышенное внимание телевидения и социальных сетей, — считает Уоддл. — Полемика воспринимается как что-то вроде спортивного соревнования, и такая игра для толпы играет роль во всем этом». Однако уровень жестокого обращения, зафиксированный профсоюзом Usdaw в 2007 году, был выше, чем в 2014 году, а недавние исследования издевательств на рабочем месте находятся, по словам Эшли Вайнберг, председателя секции политической психологии Британского психологического общества, примерно на таком же уровне, что и в 2000 году.
Грубое обращение часто случается в контексте конфликта — например, из-за записи на приём к терапевту, возврата денег в магазине или доступа к детям.
«Угрозы или насилие никоим образом не оправданы, — сказал Вайнберг. — Но в сознании людей, которые склонны к ним, может быть что-то, что дегуманизирует работника, поэтому они видят в нем часть организации, а не отдельного человека».
По словам доктора Шэрон Коэн из Салфордского университета, способствовать распространению оскорбительных сообщений могут социальные сети и электронная почта. «В сети мы настолько сосредоточены на себе, что не понимаем другого человека и его чувства, а это означает, что мы набрасываемся на него в сети в отсутствие сигналов с другой стороны, — сказала она. — Социальные сети, безусловно, облегчают людям жестокое обращение друг с другом. Но источником проблемы являются не социальные сети, а наше общество и примеры, которые мы подаем».