Нелегкая жизнь АвтоВАЗа

data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g»>Нелегкая жизнь АвтоВАЗа3,1K прочтенийВчера

После ухода в 2022 году иностранных концернов, захвативших российский рынок, отечественный автопром получил шанс на возрождение. Даже АвтоВАЗ стал полноценной российской компанией. Ведь до этого французский Renault, контролировавший тольяттинский автозавод, практически полностью уничтожил инженерную школу и абсолютно целенаправленно вел предприятие к гибели.

И вот прошло 2,5 года. Получается ли у АвтоВАЗа и отечественного автопрома в целом выйти на новый этап своего развития (а не деградации)? Однозначно ответить на данный вопрос невозможно. Есть множество хороших моментов, но есть и много негативных. Последние всем широко известны. Это запредельно высокие цены на автомобили, неспособность быстро произвести локализацию комплектующих и резко нарастить их выпуск, а также пока что отсутствие четкого плана по возрождению отечественной научной и инженерной школы.

Впрочем, подобному есть объяснения. И, как кажется, вполне объективные. За прошедшие десятилетия были утрачены даже далеко не передовые компетенции. К 2022 году мы подошли с максимально примитивным набором собственных навыков в автопроме. Плюс, у предприятий не хватает даже финансовых ресурсов на ускоренную модернизацию производств и расширение мощностей. Хотя денежные средства – это, по логике, самое легкое, чем можно снабдить отрасль. Но даже их в полном объеме нет.

Нелегкая жизнь АвтоВАЗа

В данном контексте довольно интересно сегодняшнее интервью главы АвтоВАЗа Максима Соколова. В отличие от многих, я не собираюсь критиковать работу тольяттинского завода. Ни за стоимость выпускаемых автомобилей, ни за их качество (хотя оно откровенно среднее). АвтоВАЗ работает так, как может, исходя из нынешних условий. Любое предприятие будет повышать цены на выпускаемую продукцию, если спрос на нее существенно превышает предложение. Это абсолютно нормальная логика.

Вопрос здесь больше к системной государственной политике по развитию автомобильной промышленности. Вот где, на мой взгляд, имеются структурные проблемы. А не в работе АвтоВАЗа.

Итак, глава предприятия Максим Соколов обращает внимание на продолжающуюся экспансию китайского автопрома, с которым довольно сложно конкурировать. Это, действительно, так. Ни АвтоВАЗ, ни другие производители не способны сейчас конкурировать с китайцами. Подобному имеется целый ряд причин.

Перечислю основные.

Во-первых, концерны из Поднебесной работают на 27 млн внутренний и 4-5 млн экспортный рынок. Идет огромная экономия в себестоимости на масштабе.

Во-вторых, китайцы имеют доступ практически ко всем передовым технологиям в мире. Такого жесткого санкционного режима, как против России, нет. Это позволяет скупать целые предприятия и инженерные школы, не говоря уже о технологиях. Теоретически мы можем хотя бы пытаться это делать, но объемы финансовых ресурсов, конечно, несопоставимы.

В-третьих, на российский автопром давит высокий уровень процентных ставок. Сейчас это минимум 21% ("ключ" + 2%). В это же время в Китае это всего несколько процентов. Если брать в пример АвтоВАЗ, то долговая нагрузка предприятия составляет более 100 млрд рублей. Только на проценты по обслуживанию долга сейчас уходит более 20 млрд. Деньги серьезные.

В-четвертых, объемы государственной поддержки в России и Китае несопоставимы. 80% передовых мощностей по автопрому в КНР строится за счет бюджетных ресурсов. Именно государство является главным инвестором, обеспечивая отрасль необходимым финансированием.

И это только основные причины. Впрочем, необходимо отметить, что соответствующая тенденция характерна для всего мира. Даже европейский и американский автопром уже проиграл Китаю. Отсюда и 100% пошлины на электромобили из Поднебесной, которые обусловлены не только политическими, но и экономическими соображениями.

Следовательно, варианта здесь два. Либо отказаться от развития собственного автопрома и сдать рынок Китаю. Причем не через локализацию производств, как это было с западными концернами ранее, а через прямой импорт уже готовых автомобилей. Либо все же пытаться развивать отрасль, "героически" преодолевая имеющиеся проблемы.

Мое мнение очевидно. Это второй вариант. Лучше выпускать дорогие автомобили, которые даже будут несколько уступать в качестве, чем не иметь совсем ничего. Для реального сектора экономики пусть дорогая, но своя продукция все равно выгоднее, чем прямой импорт. В том числе для доходов граждан в средне- и долгосрочной перспективе, поскольку деньги остаются в стране, а автомобилестроение – все же высокотехнологичная отрасль, которая генерирует хорошую добавленную стоимость. Доходы населения растут как раз за счет создания добавленной стоимости, а если переключаться на импорт, то дешевый китайский автомобиль можно купить раз-другой. В низкопроизводительной экономике зарплаты в реальном выражении не растут. Объяснил очень примитивно, но, надеюсь, понятно.

Другое дело, что государство наконец-то должно выработать системную политику по управлению и развитию автомобильной промышленности. АвтоВАЗ выпуск наращивает, сейчас он находится на рекордном уровне в 40 тысяч автомобилей в месяц. Однако одного предприятия мало. Необходимы другие бренды и модели, разных классов. Ведь в лучшем случае бренд Lada будет занимать не более 25-30% от внутреннего рынка.

У нас есть "Москвич", возрождается "Волга", что-то производится в Калининграде и в Липецке. Принцип взят простой – постепенно локализовывать китайские автомобили. Ничего зазорного в этом нет, советская автомобильная промышленность во многом так и начинала. Но в середине 2024 года стало очевидно, что выпуск других автозаводов растет медленно, локализация продвигается, но сильно тормозится, а отрасль в целом не имеет достаточного финансирования.

Да, корнем последней проблемы является денежно-кредитная политика. Но она такая, какая есть. И другого выхода, кроме как подстраиваться под нее, нет. Ждать лучших времен опрометчиво. Поэтому здесь первый шаг должно сделать государство, разработав полноценный госплан для развития автопрома. Как это делается для других отраслей.

Не забываем ставить лайк 🙂
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!