Немецкая сеть стройтоваров продала свои активы в России за смешную цену
В современных рыночных отношениях многое зависит от пользы и финансовой выгоды и чем больше производство получает заказов, тем шире кооперация. Однако не всегда выгода является определяющей, иногда искусственным образом происходит нарушение торгово-экономических связей, даже не смотря на попытки их сохранить.
В прошлом году мы рассматривали начавшийся в Европе экономический спад, обсуждали предпосылки и какие компании и отрасли будут вынуждены сократить своё производство. Тогда многими читателями было предсказано, что некоторые иностранные компании начнут продавать свои активы за бесценок и немецкая международная торговая сеть OBI, которая «держала» в России множество гипермаркетов — сегодня уже не может похвастаться былыми успехами.
Ежегодно подрядные организации в России строят миллионы квадратных метров жилья и тех.зданий и иностранные компании в этом процессе оказались как-бы лишними, их постепенно начали вытеснять отечественные производители и ритейлеры там, где это возможно. Конкурентные преимущества у российских производителей намного более заманчивые.
Ну вот возьмём например сэндвич-панели, если в России есть возможность делать собственную продукцию, то иностранные производители уже не повезут продавать данный стройматериал, это будет нерентабельно. То-же самое касается красок, электроинструмента, текстиля, бытовой химии, посуды и т.д. Соответственно иностранные торговые сети, которые привозили раньше все эти товары и экспозиционировали на своих торговых площадках в России — больше не имеют прежних заказов, российская аналогичная продукция оказалась намного дешевле и выгоднее и даже лучше по качеству.
Давайте рассмотрим стандартный процесс на примере немецкой компании OBI, занимающейся перепродажей стройматериалов: 27 гипермаркетов в России — это довольно серьёзные торговые площади, которые расположены в 14-ти городах.
Компания закрыла прошлый год с убытком 2,5 млрд. рублей и в этом году торговые сети были остановлены на 2 месяца — это сразу же дало повод начать процесс принудительного выкупа такого актива у иностранного владельца.
Специальная комиссия провела аудит и было выяснено, что все эти активы можно купить просто за 600 рублей, а ведь это 27 гипермаркетов, друзья. В позапрошлом году за компанию хотели выручить 100 млн. долларов, но видимо ожидания были явно завышены.
Однако если начинать разбираться, то во-первых эти огромные магазины строили не одни только немецкие владельцы — это совместный проект с российскими компаниями. Во-вторых своими действиями по остановке продаж иностранные акционеры создали трудности для сотрудников и обязаны компенсировать всю неустойку.
Ну и в-третьих своим решением иностранные акционеры принесли убытки российским владельцам активов, следовательно должны отдать контрольный пакет акций за бесценок — что собственно и произошло. Если кто-то скажет, что 600 рублей за такие активы — это невыгодная сделка, то что тогда вообще выгодно?
В апреле 2022 года представительство компании OBI в России передало доверительное управление Борису Любошицу (подробнее: статья «Российская Газета»), следовательно вопрос о контрольном пакете акций уже должен быть закрыт, ведь процедурой, насколько Вы помните, оговорен двухмесячный срок (классно придумали, правда?).
Теперь по этой схеме владельцы иностранных компаний продают свой бизнес за несколько сотенных купюр. Всё-таки это намного более изящнее, чем поступать по примеру европейских стран и отбирать всё.