Неоновые вывески: как все начиналось
Неоновые вывески: как все начиналось
Анастасия Акулова08.08.202508.08.20250
Яркие неоновые вывески изменили индустрию наружной рекламы. Сегодня они очень популярны в дизайне интерьера и в коммерческих помещениях, но так было не всегда. У неоновых вывесок, которые мы знаем и любим, долгая история, уходящая корнями в открытия и разработки 1675 и 1850-х годов.
Оглавление:
Ранняя история неоновых вывесок
Теория, лежащая в основе технологии неоновых вывесок, восходит к 1675 году. В то время, когда электричества ещё не было, французский астроном Жан Пикар заметил, что ртуть в барометре излучает небольшое свечение. Это свечение возникало из-за статического электричества, но в тот период это явление не было изучено. Хотя оно не было понято, наука, лежащая в его основе, исследовалась, и годы спустя, когда электричество было открыто и освоено, это позволило учёным начать изобретать множество различных видов освещения.
Неоновые вывески, в частности, берут своё начало в работах стеклодува Генриха Гейслера и физика Юлиуса Плюккера. В 1850-х годах в Германии эти двое мужчин создали светящиеся стеклянные трубки. Гейслеровы трубки использовались в лабораториях для демонстрации тлеющего разряда, но есть также сведения, что аналоги таких трубок применяли и французские шахтёры. Их лампы содержали воздух и другие виды газов, включая углекислый газ и пары ртути и использовались для освещения шахт еще в 1890-х.
Что касается неоновых вывесок, которые мы знаем, то впервые они были представлены в 1910 году французским изобретателем Жоржем Клодом, который занимался разделением воздуха на газы и умел получать аргон и неон. В первых неоновых лампах Клода использовались стеклянные трубки, похожие на более ранние версии, сделанные в Германии, и использовались работы химиков Морриса Траверса и сэра Уильяма Рамзая по использованию неона. Траверс и Рамзай обнаружили, что в нашей атмосфере естественным образом встречаются микроскопические количества неонового газа.
Неон и другие инертные газы
Многих это может удивить, но неон на самом деле является пятым по распространённости элементом во Вселенной по массе, после водорода, гелия, кислорода и углерода. Несмотря на это, только 0,0018 % атмосферы Земли состоит из этого газа без запаха и цвета. Рамзай и Траверс первыми выделили этот элемент, методом «исключения»: они сжижали воздух, и первыми в жидкое состояние переходили самые тяжелые газы, а неон оставался газообразным до конца.
Первая трубка, содержащая неон, была создана для научных целей, а не для коммерческого использования — в том числе и потому, что первые неоновые лампы имели массу технических недостатков. Жорж Клод смог устранить их, и в итоге получил яркую и долговечную неоновую лампу, которая была пригодна для продолжительной эксплуатации. Вскоре после этого открытия Клод представил первую неоновую лампу на выставке в Париже в 1910 году, а в 1915 получил на свое изобретение патент. Первая рекламная вывеска, сделанная из неона, была заказана одной парижской парикмахерской. Она оказалось очень эффективной рекламой — ничего похожего в те времена еще не было. Жорж Клод понял, что его изобретение может сделать его очень богатым человеком: поэтому в скором времени он перебрался в США и открыл компанию Claude Neon.
В 1923 году один из дилеров автомобильной компании Packard Motors заказал две вывески для своих автосалонов. Так началась истории индустрии неоновой рекламы в Америке. Благодаря своему патенту, Клод имел монополию на неоновое освещение вплоть до 1930 годов. Затем срок действия патентов истёк, его коммерческие секреты были раскрыты, а это означало, что другие тоже могли производить неоновые лампы. Неон начал быстро захватывать мир.
В скором времени неоновые вывески распространились повсюду: от «Мулен Руж» в Париже до Таймс-сквер в Нью-Йорке. Несколько лет спустя, на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1938 году, General Motors установила гигантскую неоновую вывеску с надписью Futurama, чтобы осветить путь к выставке автопроизводителя World of Tomorrow. В последующие десятилетия неон был доминировал в городской среде, превращая обычные здания в круглосуточную рекламу для всех видов бизнеса. К середине века освещение даже стали использовать в более политических целях в столицах Советского Союза для освещения фасадов зданий и подражания капиталистическим городам Западной Европы, но западных масштабов советская неоновая индустрия, конечно, не достигла. Примерно в этот период, в 1960-х годах, неон начал вытесняться и заменяться другими, более дешёвыми и менее трудоёмкими продуктами. Отчасти потеря привлекательности была вызвана глобальным экономическим спадом в 1970-х годах. Замена сломанных или мерцающих вывесок не была приоритетом для владельцев, которые испытывали трудности, и они добавили ощущение тяжёлых времён, став почти символом упадка. Неон превратился из футуристического в устаревший.
Несмотря на это, неон не просто отправлен в музеи. Сегодня неон переживает свой ренессанс. Существуют более чистые альтернативы, которые более экономичны, но по-прежнему могут создавать эффектную атмосферу.
Новая технология — гибкий неон
В последнее время неоновые вывески стали очень популярными в качестве украшений для домов и офисов, но в основном они используются в коммерческих целях. Сегодня трудно найти кафе, бары или рестораны, которые не используют вывески из гибкого неона. Такие вывески очень доступны по цене, имеют большой срок службы привлекают внимание и создают фон для эффектных селфи, которые часто появляются в социальных сетях. Разумеется, владельцы бизнесов стараются использовать эту возможность — благо, компании, которые оказывают услуги по изготовлению неоновых вывесок, сегодня работают практически во всех больших городах.