Непутёвые заметки: почему Крым на грани новой катастрофы?
Скорый фирменный поезд №28 «Москва-Симферополь», на котором я на днях отправился в Крым, был забит под завязку. Билеты брались за месяц. Запрет на полеты в Симферополь привели к резкому спросу на билеты на поезда. Их явно не хватало. И СМИ нагнетали тревогу: там писали, что РЖД напоминает диплодока, травоядного динозавра с маленькой головой, сигналы которого от хвоста к голове идут крайне медленно.
Сразу после 24 февраля, когда началась СВО, было понятно, что Крым станет заложником войны. И сигналы руководству РЖД посыпались со всех сторон. Местный бизнес просто взвыл: в Крыму только и говорили о том, что майский сезон будет сорван, если «железка» не начнет шевелиться и принимать срочные меры. Писали и просили увеличить количество вагонов до двадцати в одном составе. Предлагали мобилизовать все двухэтажные поезда под Крым. В конце-концов увеличить состав и пускать до сорока вагонов. Да, техника безопасности не позволяет это: длина поезда должна соответствовать длине перрона. Но в советские времена на южное направление бросали и по сорок вагонов, временно нарушая технический регламент. Сам помню, как мужчины ловили своих жен и детей, которые спрыгивали с вагонных ступенек прямо на землю. И ничего: страна жила и решала свои проблемы. Сегодня страна, похоже, разучилась их решать. Наша «железка» застыла в оцепенении. Ей явно не хватает «волшебного пенделя» со стороны Владимира Путина. Но не всякий же раз бить челобитную царю-батюшке. Глава РЖД Олег Белозеров и сам обязан быть в курсе проблем своего ведомства.
Но РЖД так и не увеличило количество поездов в Крым. Всего таких поездов из Москвы курсирует 4, а из Санкт-Петербурга 2. А в целом по стране в Крым идут с разных уголков 30 поездов. Правда, для заполнения Крыма отдыхающими ключевое значение имеют Москва и Санкт-Петербург. Но в наше скоростное время 28 часов уже отпугивают многих желающих отправиться в Тавриду. Вот почему в Крыму уже готовы снизить летние цена на отели на 30%. Но и это не помогает: туристы еще в конце апреля стали аннулировать свои поездки на майские праздники. И ситуация только ухудшается. Уже на конец мая число аннулированных броней на лето в отелях дошло до 70%, говорит генеральный директор сети авторских отелей Иванна Табачникова. По ее словам, ситуация имеет вполне объяснимые причины. «Главная проблема – это билеты. Не на чем ехать», – заявила она.
Есть и другая причина: туристы не едут в Крым и из-за близости линия фронта. Опасаются «байрактаров». Несколько беспилотников уже было сбито в Крыму. Не помогают бодрые заверения главы Крыма Сергея Аксенова. На днях он заявил, что отдыхающие будут находиться в полной безопасности, а цены будут ниже, чем в прошлом году. «Республике Крым ничего не угрожает. Мы слышали эти фейковые угрозы Крымскому мосту и так далее. На сегодняшний день все находится под контролем», – заверил Аксенов. Куда лучше было бы, если Сергей Аксенов занялся развязкой транспортной проблемы. Слетал бы к Белозерову и выбил дополнительные поезда и вагоны на полуостров. А заодно поинтересовался у главы РЖД, а почему билеты в Крым дороже сочинских? Не столько безопасность, сколько отсутствие билетов на поезда подрезают поток туристов. «В Ялте, этой жемчужине Крыма, уже отказы от бронирования превысили 50%», — рассказал мне сотрудник гостиницы «Ореанда».
Вслед за Аксеновым радужную картину рисуют в Министерстве курортов и туризма Республики: там считают, что запрет на авиасообщение компенсируется увеличением автомобильного туризма и заполненностью поездов под завязку. Мечтать никогда не было вредно. Стоило бы чиновникам ведомства чаще общаться с туроператорами: их общее мнение, что летнее бронирование уже упало на 50%. Они прогнозируют, что до трети гостиниц в Крыму не откроются летом из-за низкого спроса, а открывшиеся закончат сезон или в убыток или без прибыли.
У Крыма остаются мощные конкурентны в России. В Сочи продолжают летать самолеты, а инфраструктура там на несколько лет опередила крымскую. Кроме того, если Краснодарский край, где есть сельское хозяйство и развитая пищевая промышленность, всегда сможет купировать проблемы из-за падения потока туристов, то Крым живет в основном за счёт летнего отдыха. И резкое падение курортников грозит Крыму катастрофой. Жители уже выдержали блэкаут, когда взорвали линии ЛЭП. Потом грянула водная блокада с перекрытием Северо-Крымского канала И вот теперь надвигается новая беда — туристическая «засуха», самая страшная для курорта.
Одним из первых об узком бутылочном горле заявил экс-министр транспорта Крыма Анатолий Цуркин. По его словам, пропускной способности перевозчика «Гранд-Сервис. Экспресс» (крымский железнодорожный перевозчик) не хватает из-за отсутствия составов. Чтобы покрыть дефицит мест, количество существующих вагонов нужно увеличить в 4 раза, а их нет. Да и цены перевозчик задрал вверх: если билеты из Москвы до Сочи стоят от 2,5 до 5 тысячи рублей, то до Симферополя от 10 тысяч и выше. Но и высокие цены не решают проблемы: билетов как не было, так и нет. Ну, а своим ходом на машинах далековато. Да и не все решатся на такой непростой путь — надо крутить баранку почти двое суток, чтобы преодолеть 2200 километров пути. Поэтому если и поедут в Крым своим ходом, то в основном из Ростовской области и Краснодарского края.
Теперь о фирменном скоростном поезде «Таврия». Он скорее напоминает громыхающую колымагу. Нас уверяли, что новые бесшовные рельсы сделают поезд более бесшумным и скоростным. Возможно, где-то положили бесшовные рельсы, но скорее для отвода глаза. На самом деле весь маршрут поезд шатало при наборе скорости как пьяного извозчика. А в некоторых местах заносило так, что чуть было не слетел с узенькой нижней полки. Не случайной в фирменном наборе вагона СВ вам выдают не только зубную пасту, крем для чистки обуви, ложку для обуви, но и бируши, чтобы не слышать яростный стук колес. Кстати, вагон-ресторан не справлялся с потоком желающих пообедать и приходилось разворачиваться в купе обратно. Обещанный интернет в поезде просто не работал, а по телевизору местной сети записана лишь одна лекция профессора, как себя надо вести в обществе, как целовать ручки дамам и почему не прилично говорить продавщице: женщина, взвесьте мне килограмм колбасы. Вряд ли такая программа скрасить вам дорогу. Но в РЖД считают иначе.