Нерентабельно: в России закрываются гипермаркеты и рухнул запуск строек
В первом квартале 2025 года площадь торговых площадей гипермаркетов 200 крупнейших российских ритейлеров упала на 99 800 кв. м год к году — до 5,2 млн кв. м. Размер закрывшихся площадей гипермаркетов стал максимальным за квартал по меньшей мере с 2018 года, подсчитали аналитики Infoline.
Количество магазинов этого формата за первые месяцы года упало на 12 объектов — до 1019. По большей части такой рост закрывшихся магазинов большой площади связан с уходом с рынка гипермаркета Selgros и изменением бизнес-стратегии сети «Магнит». Первая компания остановила работу всех 11 своих магазинов и прекратил операционную деятельность, отметили аналитики. Вторая в первом квартале закрыла 11 супермаркетов и гипермаркетов торговой площадью более 17 700 кв. м.
Торговые площади «Магнита» за первые три месяца года в целом не сократились, пояснили в компании, а по итогам 2025-го ввод площадей в сравнении с 2024 годом планируется значительно увеличить. Отмечается, что к концу прошлого года из 31 483 торговой точки сети 20 000 приходилось на магазины формата «у дома». За год объектов крупной площади стало меньше на 33, отмечали в «Магните».
Согласно данным Infoline, сопоставимые площади гипермаркетов (93 328 кв. м) попадали под закрытие во время пандемии коронавируса, во втором квартале 2020 года. При этом за весь 2024 год разница между закрытыми и открытыми гипермаркетами в России составила всего один объект (при сокращении торговой площади на 66 000 кв. м). Но уже в первом квартале текущего года темпы закрытия таких магазинов существенно опережали открытия, а остановившие работу точки масштабнее по площадям, чем открытые, отметили аналитики.
Из пяти крупнейших сетей магазинов с товарами повседневного спроса (FMCG) лишь у «Ашана» в 2024 году было зафиксировано падение выручки в гипермаркетах. Согласно подсчетам Infoline, она сократилась 1% — до 222,7 млрд рублей (без учета НДС). Metro, «Магнит», «Глобус» и «Лента» нарастили выручку в денежном выражении. Последняя сохранила лидерство среди ритейлеров по продажам в магазинах большого формата с ростом в 12,4% (до 514,4 млрд руб.).
Формат гипермаркета становится убыточным, констатировал в беседе с «Ведомостями» гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Причина — сокращение трафика покупателей как в торговых центрах, так и в отдельно стоящих объектах.
По мнению партнера консалтинговой компании OneStory Ольги Сумишевской, в последние годы торговля широким набором непродовольственных товаров уходит в маркетплейсы, в связи с чем для ритейлеров становится нерентабельным держать огромные гипермаркеты с пустыми полками.
Запуск строительных проектов рухнул до минимума со времен пандемии
Обвальное падение спроса вынуждает застройщиков все сильнее сокращать запуск новых проектов. В мае они, по данным «Дом.рф», вывели на рынок 2,7 млн кв. м жилья — это на 37% меньше, чем в апреле, и на 28% ниже, чем год назад. За пять месяцев запущено 15 млн кв. м новостроек, что на 20% меньше, чем год назад, и на 7% ниже, чем в январе-мае 2023 г.
Для мая это минимальный объем запусков за последние пять лет, констатирует руководитель аналитического центра «Дом.рф» Михаил Гольдберг. Несмотря на это, объем жилищного строительства даже увеличился – на 0,8% за май и на 4% в годовом выражении до 117,5 млн кв м: вводы тоже снижаются.
Строительная активность в этом году падает в 53 регионах, в том числе в семи из 10 крупнейших по портфелю строящегося жилья, отмечает «Дом.рф». Среди них сильнее всего запуски сократились в Ростовской области (-59% к прошлому году), в Москве (-42%) и в Краснодарском крае (-38%).
Продажи жилья за первые четыре месяца сократились на 10% (по площади). Девелоперы пытаются продавать квартиры с помощью рассрочек, но этого недостаточно, отмечает Гольдберг. Более половины застройщиков в I квартале не смогли выполнить планы продаж.
К тому же уже проявляются неприятные побочные эффекты этого механизма для застройщиков: уменьшается наполнение счетов эскроу, что приводит к удорожанию заемных средств в рамках проектного финансирования: средняя ставка по нему превысила 10%, причем каждый шестой рубль выдан под 20% или выше. «Дом.рф» оценивал обязательства граждан по рассрочкам в 1,3 трлн руб. Это очень не нравится Центробанку, который не раз отмечал, что такие продажи увеличивают риски для всех: покупателей квартир, застройщиков и банков.
Новых проектов все меньше, и рынок квартир масс-сегмента постепенно «пустеет», отмечала аналитик Промсвязьбанка Лаура Кузнецова. Она ожидает, что склонность застройщиков к сокращению вывода новых проектов в ближайшей перспективе сохранится. Это главное, за чем надо смотреть: перенос сроков передачи объектов и ввода объектов, говорил замминистра строительства Никита Стасишин.
Последствия снижения запусков еще предстоит увидеть, рассуждает Гольдберг: «В пессимистичном сценарии объем нового предложения новостроек может составить около 30 млн кв м по итогам года». Это приведет к сокращению предложения начиная с 2027 г. и росту цен на жилье по мере снижения ключевой ставки и восстановления спроса, опасается Гольдберг.
Он призывает поддержать предложение: для новых запусков может потребоваться субсидирование ставок по проектному финансированию. Владимир Путин уже поручил разработать такие меры для домов, которые планируется сдать в будущем году.
У каждого четвертого-пятого застройщика, в основном малых региональных игроков, высокие финансовые риски, которые вполне могут реализоваться если не в этом, так в следующем году. Так тяжело отрасли не было давно, жаловался Стасишин. Центробанк не видит ничего страшного: его стресс-тест показал, что большинство крупных компаний в прошлом году «в целом сохранили свою устойчивость и накопили запас прочности». А в случае проблем им помогут банки, которые тоже заинтересованы в завершении кредитуемых проектов, надеется ЦБ: «В случае возникновения проблемных ситуаций они вместе с застройщиками будут содействовать их урегулированию».