Невеста во время свадебной церемонии
Обычно люди, особенно, девушки, если им задать вопрос – что символизирует белое платье невесты на свадьбе, говорят, например, что белый цвет символизирует молодость, чистоту, невинность, девственность. Как там, в песне: «яблони в цвету (белом), весны творенье».
На следующий вопрос – уже подсказку – а почему тогда покойник накрывается белым саваном, обычно следует такой ответ: тут человек перестал жить … ага, значит белое платье невесты означает символический конец ее прошлой жизни. Отсюда и слезы у ее подруг и родственников – прощаются. Как там, у А.С. Пушкина: «с плачем косу расплели, да с пеньем в церковь повели».
Ну, не будем больше тянуть. Белое – цвет смерти. Белый цвет свадебного платья символизирует ни что иное как настоящую смерть девушки, потерю ею своего тела, переход ее души в иной мир. То есть невеста, как и покойник, во время проведения свадебной церемонии является мертвой. Отсюда, кстати, и плач оставшихся. Это ритуальный плач по человеку, покинувшему мир живых. Ошибка современного человека, который пытается объяснить логику архаичного мероприятия – а свадьба чрезвычайно архаична – заключается в том, что он не учитывает религиозную составляющую. Древность же религиозна настолько, что даже трудно сразу подобрать слово. Древность религиозна тотально.
Это означает, что любое событие соотносится древними людьми с потусторонним миром, где предки (в пределе — в виде животных или чудовищ, то есть, предки-тотемы) продолжают свое существование и уже в бестелесном качестве оказывают беспрецедентное влияние на наш мир. С архаичной точки зрения, любые события в нашем мире – покупка и продажа товара, производство вещи, приготовление пищи, сбор урожая и многие-многие другие, составляющие саму ткань повседневности – детерминированы иным миром. А уж такое важное для судьбы человека событие как свадьба, детерминировано иным миром тем более.
Собственно, свадебная церемония в древности накладывается на жесточайший обряд инициации, в ходе которого невеста должна была уйти к предкам (точнее, быть доведенной до состояния смерти), встретиться с ними (точнее, с людьми в тотемных масках, предков презентующих) и получить от них разрешение на брак. Белый цвет платья эту процедуру и фиксирует. И плач эту процедуру фиксирует. Много чего эту процедуру фиксирует. Вы не задумывались, зачем родственники во время свадьбы прячут невесту? А зря. Это, собственно, и есть увод невесты к предкам.
Теперь о женихе пару слов. Думаете, зачем жених во время свадьбы ищет спрятанную родственниками невесту и выкупает ее у них тем или иным способом? Это было надо в глубокой древности предкам невесты. Им интересно посмотреть на жениха, испытать его, убедиться, что он достоин. Вот они и провоцировали ситуацию, когда вслед за невестой к ним приходил и ее жених.
В 1947 году советский исследователь В.Я. Пропп издает культовый для мировой фольклористики труд под названием «Исторические корни волшебной сказки». В котором он, помимо прочего, замечает, что сказки, заканчивающиеся свадьбой, есть ни что иное как дошедшие из глубины тысячелетий иллюстрации архаичного свадебного ритуала, где первую скрипку играют родственники невесты.
А в этих сказках у нас что? Царевну на выданье забирают потусторонние силы – кощеи всякие, синие бороды, дяди из магриба, змеи горынычи. Заключают ее в темницы, мучают, режут на части, превращают в камень, топят, кладут в гроб. Затем что? Безутешные родители царского достоинства взывают к прохожим. Появляется молодой человек, идет на поиски девушки ради ее «руки и полцарства в придачу». Находит (с помощью каких-то странных помощников: Бабы-Яги и etc), вступает в бой, гибнет, поливается живой водой, восстает, снова в бой. Победа! Молодые возвращаются в отчий дом, ну и тут, как положено, свадебный пир.
В ходе исторического развития человечества вся эта архаичная, изысканная и жестокая магия сошла на нет. Остались только раритеты: сказки, праздники, ритуалы и так далее. Среди них — и белый цвет свадебного платья невесты.