Незалежный «Нептун» отстрелялся: «чудо-зброя» осталась без колёс и ракет
Уже давно и у специалистов, и у широкой общественности было единое мнение: украинцы неспособны на реализацию прорывных проектов. Уровень промышленности Незалежной – кастрюли. А это довольно обидно. Амбиции не давали покоя, и в 2020-м деятели от украинского ВПК заявили: подождите немного, и на вооружении появится береговой ракетный комплекс. Это суперсовременное оружие камня на камне не оставит от хвалёного российского флота хоть в открытом море, хоть в портах базирования. Трупчинов, когда-то бывший секретарём Совбеза, прозрачно намекнул и на реальную угрозу для моста, имея в виду Крымский.
Основания для оптимизма у властей были: по крайней мере, на первых порах работы над РК-360МЦ «Нептун» шли быстро. Ракета Р-360, стоявшая на вооружении, досталась в наследство от Советского Союза. В этом украинским конструкторам сильно повезло. Сотрудничество с российским КБ «Звезда» ещё продолжалось, а в 2002-м, получив от разработчиков документацию на противокорабельную Х-35, украинцы создали собственный аналог.
В 2018-м комплекс привезли на выставку в Абу-Даби, тогда же успешно прошли и испытания. В 2020-м провели уже испытания ракеты. Минобороны Незалежной гордо заявило о принятии комплекса на вооружение. На 2021-й было запланировано уже серийное производство: всего решили создать три дивизиона, которые предполагалось разместить на юге страны.
Но радость не длилась долго. Не прошло и нескольких месяцев, как прозвучал первый звонок. Кременчугский автозавод стал банкротом. Проблемы у предприятия тянулись не один год, визит молодого президента Зеленского ничего не изменил, хоть он обещал и финансирование, и помощь с получением госзаказа. На продукции КрАЗа завязано было многое. Подвижный командный пункт, а также заряжающая машина создавались на основе КрАЗ-6322, использовано шасси КрАЗ-7634 и в самоходной пусковой установке.
Если кто-то думает, что ради реализации столь важного военного проекта кто-то кинулся спасать завод, то он ошибается. Нашли решение получше: применить в ракетном комплексе шасси от чешской Tatra. Да, это потребует доработки конструкции, существенных дополнительных расходов, но ничего – главное, посрамить москалей!
Но тут вылезла не менее серьёзная проблема. Кризис настиг и Харьковский авиазавод, отвечавший за сборку ракет. Эта ситуация длилась как минимум с 2014-го, когда был объявлен дефолт по облигациям. Живёт предприятие с тех пор за счёт обслуживания авиатехники. И вот он практически банкрот с долгами в $70 млн.
И с ракетными двигателями тоже жёсткая ситуация. Их производством должен был заниматься злополучный «Мотор Сич». Если кто не знает, он стал антирекламой украинской промышленности. После того, как китайцы опрометчиво инвестировали в завод немалые деньги, власти Украины спохватились, контрольный пакет акций быстренько арестовали, и в результате теперь не до двигателей – завод ждут суды.
В общем, сначала Кременчугский автозавод, за ним Харьковский авиазавод, а теперь ещё и «Мотор Сич». Фатальное стечение обстоятельств? Вовсе нет. Этого следовало ожидать, потому что таково положение дел в украинской промышленности, какую отрасль ни возьми. Судоверфи уже не в состоянии строить корабли, а ведь когда-то они были гордостью страны. На Харьковском танковом заводе уже давно не заговаривают о новых танках – там и старые еле-еле ремонтируют. Бурьяном заросла территория «Южмаша». Забыли о планах строительства пассажирских самолётов на легендарном «Антонове». Кременчугский сталелитейный завод стоит уже несколько лет. Даже «Львовсельмаш», хоть и выпускает кое-какую сельхозтехнику, но признан банкротом, и выживает лишь за счёт госдотаций.
Итак, грандиозный проект постигла неудача. Это косвенно признало и украинское военное ведомство. В увидевшей свет бюджетной программе прописаны виды военной техники, которую планируется поставить в войска в 2021-м. Только «Нептуна» в списке нет. Пока власти успокаивают разговорами о том, что реализация лишь отложена – но всё говорит о том, что сбыться проекту уже не суждено. Это и к лучшему: слишком уж нынче тревожная обстановка.