Независимость республик постсоветского пространства на площадке «содружества непризнанных государств»
Распад СССР в конце ХХ века спровоцировал ряд локальных конфликтов, итоги которых привели к появлению на территории бывших союзных республик государственных образований полностью или частично непризнанных мировым сообществом (например, Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье, Нагорный Карабах и т.д.).
За годы «непризнанности» Южная Осетия и Абхазия доказали способность самостоятельно строить свою государственность. Очевидно, от завоеваний, доставшихся им в тяжелейшей борьбе, они не откажутся ни при каких обстоятельствах. В то же время и для Тбилиси ставки чрезвычайно велики. При условии, что вопрос о критериях измерения статуса государственности остается открытым, обращаясь к классическим признакам (суверенитет, всеобщность и принудительность), следует признать, в сфере суверенитета дела в Южной Осети и Абхазии, обстоят не лучшим образом. Справедливости ради стоит отметить, и в Грузии проблем в данной области не меньше, если даже не больше. Прежде всего, они связаны с территориями Южной Осетии и Абхазии, которые в сознании грузинского политического руководства остаются их территориями, контроль над которыми временно утрачен.
Ситуация осложнена и тем, что при вхождении в состав ООН Абхазия и Южная Осетия официально были частью Грузии. Поэтому невозможность восстановления контроля над этими территориями весьма негативно сказывается на имидже Грузии в глазах мирового сообщества, и ее дальнейшая европейская интеграция выглядит весьма сомнительной. Как известно, появление «непризнанной территории» в первую очередь означает, что метрополия, от которой это государство откололось, не в состоянии обеспечить территориальную целостность своих границ. С точки зрения подавляющего большинства стран — участниц ООН Южная Осетия и Абхазия остаются территориями грузинского государства, а признание их государственности Россией и рядом других стран — факт неправомерный и является нарушением Устава ООН. Тем не менее критикуемый мировым сообществом экстремизм властей непризнанных государств опирается на массовую поддержку исключительно своих граждан.
При этом сами непризнанные государства достаточно активно взаимодействуют между собой в различных сферах общественной и политической реальности. Так, еще в 1992 году никем не признанные на тот момент государственные образования постсоветского пространства: Абхазия, Южная Осетия, Приднестровская Молдавская республика, Нагорно-Карабахская Республика, а кроме того бывшие территории Югославии — Сербская Краина и Республика Сербская, образовали Союз Непризнанных Государств. Следующим важным этапом в оформлении международных связей непризнанных государств на пространстве бывшего СССР стал 2000 год, когда в Тирасполе был подписан договор о создании постоянно действующего координирующего органа — Совещания министров иностранных дел — и консультативного совета на уровне экспертов для подготовительной работы между встречами. По отношению к данной международной организации стали использоваться такие названия, как «Содружество непризнанных государств», или СНГ-2. В 2002 году члены данной структуры впервые заявили о желании создать военный блок. 2006 год стал третьим важным этапом: главы Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья на саммите в Сухуме дополнительно заключили и подписали «Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи», а также Декларацию о создании Сообщества «За демократию и права народов».
Тем самым, непризнанные государства постсоветского пространства продемонстрировали устойчивость и твердость устремлений по обретению и признанию собственной государственности. Как было объявлено, целью Сообщества является завершение политико-правового оформления распада Союза ССР через признание правосубъектности Республики Абхазия, Приднестровской Молдавской Республики, Республики Южная Осетия. Непризнанные государства также заявили о создании совместных миротворческих сил и о намерении поддерживать друг друга в случае вооруженной агрессии.
Сегодня на территории постсоветского пространства существует четыре непризнанных (или частично признанных) государства — Нагорный Карабах, Приднестровье, Южная Осетия и Абхазия, которые вместе образуют данное «Содружество Непризнанных Государств». Проблема непризнанных государств является важнейшим геополитическим вопросом. Задача мирового сообщества — найти приемлемые варианты решения, применимые к конкретному случаю, так как каждый из них является особенным по своему существу.