«Никакой любви к России у меня уже не осталось»: Александр Збруев о ложном патриотизме и одиночестве.
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>«Никакой любви к России у меня уже не осталось»: Александр Збруев о ложном патриотизме и одиночестве.СегодняСегодня25229 минОглавление
Вчера, в последний день первого весеннего месяца, отметил свой 87-й день рождения Александр Збруев — живая легенда отечественного кинематографа, один из тех редких артистов, чьи роли навсегда остаются в памяти. Его герои в фильмах «Большая перемена» и «Батальоны просят огня» стали символами эпохи. На экране он неизменно притягателен — живой, искренний, с озорной искоркой в глазах, словно несущий в себе дух времени. Но в реальной жизни ему много раз приходилось выбирать между зовом сердца и голосом долга, между личным счастьем и чувством ответственности.
Семейные драмы, многочисленные любовные увлечения, которые порой приносили боль и разочарования — всё это сплелось в сложную и многогранную судьбу артиста. За харизмой и мягкой улыбкой артиста скрывается непростая история, полная драматизма и недосказанности.
Из дворовой шпаны в звезду кинематографа
31 марта 1938 года в семье высокопоставленного советского чиновника, заместителя наркома связи СССР Виктора Збруева, появился на свет мальчик по имени Александр. Однако увидеть родного отца ему так и не довелось: в ноябре 1937 года, ещё до рождения сына, Виктора арестовали, а весной следующего года он был расстрелян. Судьба его жены, Татьяны Фёдоровой, тоже сложилась драматично. Как супруга «врага народа», она была выслана в ссылку под Рыбинск, прихватив с собой новорождённого сына. Лишь в 1944 году им удалось вернуться в столицу, где они поселились в коммуналке на Арбате. Именно в этих тесных двориках, среди многоголосых соседей и бесконечных житейских историй, началось детство Александра.
Александр Збруев в детствеАлександр Збруев в детстве
Хотя война уже завершилась, её тень всё ещё чувствовалась в повседневной жизни. Александр учился плохо — в школе он не блистал, зато с удовольствием проводил время во дворе с уличными друзьями. Позже он сам с иронией называл себя «дворовой шпаной». Вместе с другими мальчишками он учился приспосабливаться к послевоенной реальности. Парнем он рос спортивным и активным, а вот учёба шла туго: дважды он оставался на второй год, предпочитая школьным занятиям романтику столичных улиц.
Его старший брат Евгений Фёдоров выбрал сцену и служил в Театре имени Вахтангова. Именно он впервые приобщил Александра к миру искусства, снабжая его контрамарками на спектакли. Мать, заметив природную одарённость сына, обратилась за помощью к своей подруге — Надежде Вахтанговой. Та внимательно выслушала Александра и пришла к выводу: у юноши есть настоящий талант. С тех пор с ним начала заниматься актриса Вахтанговского театра Дина Андреева, которая готовила его к поступлению в театральное училище. Вначале Збруев воспринимал театр с насмешкой, однако постепенно его отношение к искусству стало меняться.
Александр Збруев в молодостиАлександр Збруев в молодости
Но в то время он ещё колебался: будущий народный артист РСФСР вполне серьезно намеревался бросить школу и стать водителем самосвала. Но мать этого, к счастью, не допустила. В результате Александр поступил в Щукинское театральное училище. Его педагогом стал знаменитый Владимир Этуш, благодаря которому юный студент смог избавиться от дурных мыслей в своей буйной юношеской голове и понять всю серьёзность выбранного пути.
Правда, первое время Александр чувствовал себя не в своей тарелке, но всё изменилось, когда судьба подарила ему шанс сняться в фильме «Мой младший брат». Режиссёр Александр Зархи собрал на площадке талантливых молодых актёров, а сам фильм посмотрели около 20 миллионов зрителей. Эта работа стала для Збруева билетом в новый мир — он по-новому взглянул на профессию актёра. Тогда же он познакомился с такими яркими легендами, как Олег Ефремов, Олег Даль и Андрей Миронов — знакомство, которое стало началом нового, счастливого этапа в его жизни.
Кадр из к/ф "Мой младший брат" 1962 г.Кадр из к/ф "Мой младший брат" 1962 г.
Первую волну широкой популярности Александр Збруев испытал после выхода картины «Пядь земли», где он сыграл лейтенанта Мотовилова — собирательный образ целого поколения. Настоящим же триумфом стала роль Григория Ганжи в культовом фильме «Большая перемена». Его герой был дерзким, обаятельным и остроумным, мгновенно завоевавшим сердца зрителей. Поклонницы засыпали актёра письмами, дежурили у театра, надеясь хотя бы на мимолётную встречу. Збруев стал востребованным артистом, активно снимался в разных жанрах: от комедий до военных драм и детективов. Его отличала удивительная способность воплощать своих персонажей с подлинной достоверностью, словно он не играл, а жил их жизнью на экране.
Кадр из к/ф "Большая перемена" 1972 г.Кадр из к/ф "Большая перемена" 1972 г.
В лихие 1990-е, когда отечественный кинематограф находился в упадке, Александр Збруев, в отличие от многих своих коллег, с осторожностью относился к участию в съемках, но интересные роли всё равно находили его. В фильме «Ближний круг» он сыграл Иосифа Сталина, а в драме «Ты у меня одна» — сложного, многогранного героя Евгения Тимошина. В картине Дмитрия Астрахана «Всё будет хорошо!» он вновь проявил свойственную только ему харизму, придав сюжету правдивость и эмоциональную глубину. Однако в начале 2000-х актёр неожиданно сделал паузу: он почти не появлялся на экранах, снимаясь лишь эпизодически.
Кадр из к/ф "Ты у меня одна" 1993 г.Кадр из к/ф "Ты у меня одна" 1993 г.
Возможно, это было осознанное решение — время, необходимое для внутренней перезагрузки и переосмысления профессии. И вот в 2014 году он вновь возвращается к большому кино. Его роль в фильме «Кино про Алексеева» показала, что он не утратил ни таланта, ни обаяния. А позже, в сериале «Содержанки», он вновь предстал перед зрителем в сложном, многослойном образе. Его герои по-прежнему оставались живыми, эмоциональными, будто пронизанными внутренним светом.
И всё это время рядом с профессиональными успехами шаг за шагом шла его личная история — судьба человека, для которого искусство стало не просто делом жизни, а её подлинной сутью.
Валентина — первая любовь
Именно на Арбате, одном из самых любимых уголков Москвы, Александр Збруев впервые встретил свою самую первую большую любовь Валентину Малявину. Ему тогда исполнилось двадцать лет, она была всего на три года моложе. Валентина поразила его с первого взгляда: густые тёмные волосы, выразительные глаза и лёгкая, едва уловимая улыбка. Это была девушка мечты.
Александр Збруев и Валентина МалявинаАлександр Збруев и Валентина Малявина
Между ними моментально вспыхнула искренняя, страстная любовь — несмотря на неодобрение родственников и шёпот недоброжелателей. Они поженились тайно, не спрашивая разрешения у семьи, а потом просто поставили всех перед свершившимся фактом — они теперь муж и жена. Вдохновлённая супругом, Валентина решила связать свою жизнь с актёрской профессией и тоже пошла по творческому пути.
Поначалу их объединяли чувства и общая дорога в кино. Но профессиональные обязательства требовали постоянных разъездов, долгих съёмок в разных городах, а это постепенно отдаляло их друг от друга. Валентина оказалась в новой среде, завела другие знакомства, и со временем её отношение к Александру изменилось. Наступил момент, когда она откровенно призналась: её сердце теперь принадлежит другому — режиссёру Павлу Арсенову. Эта исповедь привела к разрыву и официальному разводу.
Александр Збруев и Валентина МалявинаАлександр Збруев и Валентина Малявина
Позднее, вспоминая этот эпизод, Збруев не скрывал грусти. Его голос выдавал боль, несмотря на прошедшие годы. Он никогда не навещал Валентину, когда та уже в преклонном возрасте тяжело болела. Александр честно признавался: не хотел разрушать тот светлый образ, который остался у него в памяти — образ юной, прекрасной женщины, в которую он когда-то безоглядно влюбился. К тому моменту его собственная жизнь уже была устроена, и он не стремился возвращаться к прошлому, которое хоть и начиналось с любви, но завершилось разочарованием.
Между двух берегов
После выхода на экраны грандиозной киноэпопеи Сергея Бондарчука «Война и мир», в которой Людмила Савельева сыграла Наташу Ростову, она стала без преувеличения звездой мировой величины. Её светлый образ, необыкновенно добрые глаза, утонченность, мягкая женственность покорила миллионы мужских сердец.
Людмила Савельева в роли Наташи РостовойЛюдмила Савельева в роли Наташи Ростовой
Не устоял перед это красотой и Александр Збруев. Люда ответила взаимностью. Их роман был осознанным, зрелым, и на этот раз — с желанием построить крепкую семью. В 1967 году они официально стали мужем и женой. Спустя год родилась дочь, которую назвали Наташей — в честь самой известной роли Людмилы.
Александр Збруев и Людмила СавельеваАлександр Збруев и Людмила Савельева
Семейная жизнь казалась устойчивой и надёжной, однако прожитые годы принесли не только счастье, но и разочарования. Их единственная дочь Наташа росла тонкой, чувствительной натурой и остро воспринимала любые перемены между родителями. А они копились как снежный ком. Несмотря на то, что Збруев продолжал любить жену, семейная рутина постепенно погасила некогда пылавшие чувства. Всё изменилось, когда на его жизненном пути появилась молодая актриса Елена Шанина. Рядом с ней он вновь ощутил эмоции, которые, казалось, давно угасли.
Александр Збруев и Елена ШанинаАлександр Збруев и Елена Шанина
Между ними была довольно существенная разница в возрасте — четырнадцать лет, но это не стало преградой для двух любящих сердец. Их сотрудничество на сцене быстро переросло в нечто большее и между артистами начался бурный роман. В 1993 году у пары родилась дочь Татьяна. Однако уходить из семьи к Шаниной Александр не стал, и как оказалось, правильно сделал. Одно время он жил на две семьи, но вскоре роман с Еленой сошёл на нет, а вот отношения с дочерью остались прочными. Татьяна, как и родители, выбрала актёрскую профессию, служит в «Ленкоме», а отец с гордостью говорит о ней и с любовью поддерживает её на пути в искусстве.
Александр Збруев с Еленой Шаниной и дочерью ТатьянойАлександр Збруев с Еленой Шаниной и дочерью Татьяной
В то же время старшая дочь Наталья не сумела найти своё место в жизни. В её молодости случилась трагедия, последствия которой наложили отпечаток на всю дальнейшую судьбу. Родители предпочитают не делиться подробностями, но ясно одно — прошлое не даёт ей покоя. У Натальи диагностированы психические расстройства, и время от времени она проходит лечение. Александр Збруев делает всё, чтобы оградить дочь от внимания общественности, всячески избегает обсуждений на эту тему. Его любовь к ней проявляется в постоянной заботе, но повлиять на ход событий он, увы, не в силах.
Наталья ЗбруеваНаталья Збруева
Хотя в кино Збруев больше не снимается, сцена по-прежнему остаётся его домом. Уже более шести десятилетий он выходит на подмостки родного «Ленкома», отдавая театру себя без остатка. Театр стал его личной опорой, местом, где он чувствует подлинную силу и смысл жизни. Здесь он проживает судьбы других людей и одновременно размышляет над своей собственной. Финансовая стабильность позволяет ему не заботиться о повседневных трудностях, но стереть следы прошлого — невозможно. То, что осталось за кадром, глубоко отпечаталось в его душе.
Збруев никогда не стремился открыто демонстрировать свои чувства. Он не любит обсуждать личное и в интервью говорит о себе скупо, часто ограничиваясь полунамёками. Некоторые главы своей биографии он оставляет под замком — не потому что скрывает, а потому что считает их слишком личными. В одном из недавних интервью артист признался: переснять свою жизнь, как фильм, невозможно. Всё уже случилось.
Александр ЗбруевАлександр Збруев
В том же интервью актёр рассуждал о патриотизме — с горечью и сомнением:
«Я не понимаю, что значит — быть патриотом. Это понятие звучит как-то фальшиво. Некоторые просто прикрываются этим словом. Патриот чего я должен стать? Родного двора?! Берёзки за окном?! Патриотом России?! Но Россия так часто меня предавала, что любви к ней у меня просто не осталось. Человек любит там, где его понимают, где ему хорошо, где его любят» , — говорил Александр Викторович журналистам.
Сегодня рядом с ним остались лишь самые близкие. В его глазах всё ещё живёт тот самый свет, который когда-то покорял зрителей. Но за этой живой искрой — годы непростых размышлений, внутренних конфликтов и, возможно, сожалений. Вспоминая ушедших людей, он с болью отметил:
«Никого не осталось… Я даже не про родных. Я говорю о друзьях, о тех, с кем было о чём поговорить. Их больше нет».
И всё же сквозь всё это — неизменное: талант, пронесённый сквозь десятилетия, через любовь, утраты, славу и одиночество.