Никита Масленников: Повышение цен на кондитерку – вещь неприятная, но оснований для паники нет
Производители кондитерских изделий предупредили о повышении цен на сладости с 1 февраля.
Об увеличении стоимости продукции заявили пять производителей. Mondelez, выпускающий кондитерку Alpen Gold и Oreo, поднимет цены до 19%. «Хлебпром» повысит стоимость своих тортов «Услада» и шоколада «Частная галерея» на 23%. Цены на батончики «Чудо» и «Левушка» производителя «Славянка» увеличатся до 18%. Изделия «Объединенных кондитеров», в состав которых входят «Красный Октябрь», «Бабаевский», «Рот Фронт», подорожают до 18%. Ferrero поднимет цены на Raffaello и Kinder в пределах 6%.
Информацию о подорожании кондитерских изделий предоставила торговая сеть «Верный» изданию «Известия».
Повышение цен производители объяснили ростом затрат на упаковку и сырье (муку, пальмовое масло, меланж и сахар).
В Минсельхозе заверили, что массового подорожания сладостей не предвидится.
Экономист Никита Масленников прокомментировал для «Журналистской правды», обосновано ли повышение цен на сладкое отдельными производителями.
«Думаю, заявленное повышение цен является локальным. Оно связано с отношениями конкретных производителей и торговых сетей. Минсельхоз уже дал свои разъяснения: в ведомстве не видят критического напряжения, с их точки зрения, это локальная ситуация. Может иметь место сговор производителей, но этот вопрос нужно адресовать Федеральной антимонопольной службе.
Думаю, все-таки повышение цен связано с ростом издержек у конкретных производителей: подорожали и мука, и сахар, и какао-бобы (которые не зависят от российских урожаев, на них действует мировой повышательный тренд). Но увеличение цен на шоколад, например, было отыграно еще в конце прошлого года. Сахар вырос в цене, но гораздо меньше, чем мог бы. Динамика цен на основные продукты, которые входят в рецептуры кондитерских изделий, действительно выше годовой инфляции, и увеличение цен возможно. Но я считаю, что ситуация локальная, потому что она не касается всех производителей кондитерских изделий, как и всех торговых сетей.
Первый квартал года выдался сложным, с точки зрения инфляционного давления. Производители, которые находятся в слабой позиции по издержкам, естественно пытаются их переложить на потребителей. Но данная ситуация будет ограничена во времени. Уже со второй половины года мы почувствуем другую инфляционную тенденцию: цены перестанут резко расти. А пока у производителей сказываются достаточно высокие инфляционные ожидания. Но ситуация будет продолжаться в течение трех-четырех месяцев. Дальше мы увидим разворот.
Конечно, повышение цен на кондитерку – вещь неприятная, сладенькое любят все. Но оснований для паники нет. А для ФАС – это звоночек, повод для размышления. Тем более, что Минсельхоз высказался, как он видит баланс основных видов сельхозкультур, составляющих себестоимость кондитерской продукции, ведомство не обеспокоено ситуацией и считает, что она обусловлена конкретными проблемами отдельных производителей».