Новая эскалация с транзитом в Калининград

 Новая эскалация с транзитом в Калининград больно ударит по Евросоюзу

Литва не может самостоятельно принять решение по новой блокировке транзита грузов в Калининградскую область, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» заведующий кафедрой географии, природопользования и пространственного развития БФУ им. Иммануила Канта Юрий Зверев. Вильнюс обладает ограниченной политической субъектностью, поэтому сегодня думают за литовцев в Брюсселе и Вашингтоне.

Литва вспомнила о Калининграде

Министр транспорта и связи Литвы Марюс Скуодис заявил, что Вильнюс может остановить железнодорожный транзит в Калининградскую область из-за возможных проблем с оплатой перевозки российских грузов вследствие демарша банковской системы.

Литовское государство якобы не может повлиять на решение национальных банков, которые могут отказаться проводить такие расчеты с Россией.

Заявление министра является провокацией, как и его переадресация вопросов по расчетам к РФ. Скуодис утверждает, что платежи за транзит в Калининградскую область является зоной ответственности клиента, но обязанность Вильнюса заключается в обеспечении свободного доступа товаров в данный регион. Это часть соглашения 2002 года, в рамках которого Москва признала литовские границы и был согласован беспрепятственный транзит.

Несколько недель назад Москва и Брюссель согласовали восстановление транзита грузов в Калининградскую область, который до этого были заблокированы Литвой, а теперь Вильнюс решил снова побудировать проблему этим заявлением Скуодиса.

 Новая эскалация с транзитом в Калининград больно ударит по Евросоюзу Заведующий кафедрой географии, природопользования и пространственного развития БФУ им. Иммануила Канта Юрий Зверев«Мне представляется, что в этом вопросе мы видим то, что хотят не сами литовцы. Субъектность Литвы довольно ограничена – вопрос здесь всегда в том, что решат в Брюсселе и Вашингтоне. Вильнюс остается одним из главных клиентов и сателлитов американцев в Восточной Европе. Не думаю, что окончательное решение по данному вопросу будет сделано в Литве», — заключает политолог Юрий Зверев.

Вопрос транзита грузов в Калининградскую область связан с обязательствами Евросоюза, которому не выгодны провокации литовцев против этого региона РФ.

Подвижки по переговорам по украинскому зерну произошли одновременно с разблокировкой Калининградской области. У Москвы лежит много козырей в рукаве, поэтому демарш литовцев способен нанести вред ЕС и может быть выгоден только США.

Европе такой конфликт не выгоден

Ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Федоров в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» подтвердил, что европейцам не выгоден демарш Литвы, поэтому такой вариант развития событий сыграет против Евросоюза.

«Брюссель пытался урегулировать вопрос с Калининградом после того, как случился кризис из-за русофобских действий Литвы. Европейцы смягчили позицию Вильнюса, после чего грузы снова пошли в этот регион», — резюмирует Федоров.

 Новая эскалация с транзитом в Калининград больно ударит по Евросоюзу РФ поставляет грузы в Калининградскую область через Литву и Белоруссию

Прямой конфликт с Россией из-за Калининградской область европейцам не нужен, но проблема упирается в тот факт, что прибалты являются верными сателлитами США, которые заинтересованы в кризисе вокруг этого анклава.

США давно дестабилизируют ситуацию в Европе, чтобы накалить отношения между ЕС и РФ. Если посмотреть на генезис украинского кризиса в 2014 году, то он был создан для того, чтобы разорвать российско-европейские отношения.

«Литовцам стоит решить, что им лучше: либо дальше равняться на США, либо смотреть на позицию Брюсселю, пусть и последний также идет в кильватере политики Вашингтона, но периодически отстаивает интересы ЕС», — констатирует Федоров.

Сегодня в Европе нарастает газовый кризис, ставятся вопрос о том, как будут заполнены газовые хранилища и как пройдет отопительный сезон. Данный вопрос полностью зависит от отношений с РФ и поставок российского газа в европейские страны.

 Новая эскалация с транзитом в Калининград больно ударит по Евросоюзу Ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Федоров«Рисуются апокалептические картины – в плане роста цен на газ, электроэнергию и прочее, не говоря уже про украинскую ситуацию. Возникают большие сомнения, стоит ли Брюсселю раздувать калининградский вопрос», — заключает Федоров.

Литве надо отказаться от провокаций

Предлог по банкам и оплате является надуманным. Правительство любой страны может договориться с финансовыми организациями по обслуживанию таких сделок.

Если нужно исключение из санкций Евросоюза, то и здесь возможны уступки.

Всем понятно, что вопрос доставки грузов в Калининград носит для России стратегический характер, и здесь Москва может пойти на жесткие меры.

«Есть хороший пример оплаты за газ: германские, австрийские и итальянские компании нашли способы расчета за газ в рублях, поэтому риторика Скуодиса является желанием Литвы обострить данный вопрос. Евросоюз попытается убедить литовцев, чтобы они не эскалировали темы, связанные с Калининградом», — резюмирует Федоров.

 Новая эскалация с транзитом в Калининград больно ударит по Евросоюзу Калининград крайне важен для России

У России также есть рычаги давления на Литву: мы можем перекрыть работу литовских дальнойбойщиков в России и воздействовать на литовскую экономику другими торгово-экономическими инструментами, включая энергетику.

Дальнейшее обострение ситуации принесет обоюдные потери и создаст еще одну зону острой напряженности в отношениях между РФ и ЕС.