«Новое Эльдорадо», или крейсеры-призраки типа «Тикондерога». Как фальшивая модернизация старых кораблей превратилась в гигантскую кормушку
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g»>"Новое Эльдорадо", или крейсеры-призраки типа "Тикондерога". Как фальшивая модернизация старых кораблей превратилась в гигантскую кормушку3 минуты269 прочтенийСегодняКрейсер типа "Тикондерога" в ударном варианте в Красном море. Фото US NAVYКрейсер типа "Тикондерога" в ударном варианте в Красном море. Фото US NAVY
Новая метла по новому метет. Приходящая к власти республиканская команда Трампа в США сразу решила расставить точки над и и разобраться с тем, какие ещё мины замедленного действия оставила им предыдущая администрация. Спектр проблем необычайно велик: от массы тлеющих и даже пылающих конфликтов, до неподъемных и для бездонного пентагоновского бюджета военных программ. Мы, конечно, не перестаем удивляться таким "попилочным станкам", как история с литоральными кораблями, или тем же истребителем Ф-35. Но есть у военного ведомства Соединенных Штатов схемы поинтереснее. Поскольку многие новые программы становятся долгостроем, или вовсе отменяются, то тамошние дельцы придумали ловкие схемы, как выдавливать деньги из уже проверенных боевых систем. Причем ценник на модернизацию удивляет даже бывалых экспертов в данном вопросе.
К примеру, превращение Ф-16 Блок 5052 в Ф-16 "Вайпер" стоит почти в два раза дороже номинальной стоимости старого "Боевого сокола", без радикального улучшения боевых качеств. И это для США. Поляки, к примеру, будут платить за модернизацию Ф-16 дороже, чем они приобретали свои "стелсы" Ф-35 "Гусар". Ценник подобных модификаций незаметно прибавил один нолик, и союзникам США просто ничего не остается, как платить до бесконечности.
Один из кресеров тип "Тикондерога" на модернизации. Фото АРОдин из кресеров тип "Тикондерога" на модернизации. Фото АР
Коснулась подобная оптимизация и военно-морских сил США. Поскольку все новые проекты по производству надводных кораблей ("Литоральные корабли", эминцы тип "Замволт" и др.), оказались просто эпическим провалом, у кого-то из лиц, занимающихся поставками боевых кораблей, возникла "гениальная идея". В самой модернизации старых кораблей, в соответствии с духом времени, нет ничего плохого. Другой вопрос, как это было исполнено. Накануне специальная аудитиорская комиссия опубликовала отчёт о многолетней программе модернизации крейсеров класса "Тикондерога" ВМС США. Началась она в 2016 году с семи кораблей и четырех миллиардов бюджета на их обновление, в процессе выросших ещё на два.
Никого уже не удивило то, что капремонт этих немолодых лоханок обошёлся более чем в два раза дороже номинальной стоимости корабля. Гораздо больше аудиторскую группу удивил тот факт, что:
"По данным Счетной комиссии, за последнее десятилетие ВМС США потратили почти 6 миллиардов долларов на модернизацию семи своих стареющих "Тикондерог". Но только три крупных надводных боевых корабля завершат процесс модернизации, и ни один из них не получит дополнительных пяти лет службы, как предполагалось изначально. Более половины этих денег была потрачена впустую на модернизацию четырех крейсеров, которые так и не вернулись в море и были списаны военно-морским флотом. За стоимость четырёх модернизированных крейсеров ушедших в утиль, служба могла бы купить три совершенно новых эсминца".
Эсминцы класс "Арли Бёрк" на очереди. Сколько их доживет до конца модернизации — загадка. Эсминцы класс "Арли Бёрк" на очереди. Сколько их доживет до конца модернизации — загадка.
Теперь, после столь успешной модернизации "Тикондерог", Военно-морские силы США предлагают начать масштабную модернизацию ещё одной старенькой рабочей лошадки флота, эсминцев "Арли Бёрк". И здесь цена вопроса уже пошла на десятки миллиардов. Интересно, сколько из двух десятков существующих "Арли Бёрков" вернётся в строй после капремонта. А главное, чем США решат их заменять?
Подписывайтесь на наш ТГ-канал "Зеленый край". Лента там намного разнообразнее, есть много интересных видео и можно услышать аудиоверсии наших материалов.