Новое эмбарго ЕС поставит под удар экспорт бензина и дизеля из России

В феврале 2023 года РФ придется выдержать европейское эмбарго на отечественные нефтепродукты. Данное решение усугубит ситуацию с экспортом нефти и заставит решать нетривиальные задачи, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, старший преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.


                    Новое эмбарго ЕС поставит под удар экспорт бензина и дизеля из России
ЕС в феврале введет второе антироссийское эмбаргоГрядет эмбарго ЕС на нефтепродукты

Главным событием для российской экономики в первой половине 2023 года станет введение европейского эмбарго на нефтепродукты, которое произойдет 5 февраля 2023 года, это второй большой шаг Брюсселя в рамках шестого и восьмого пакета санкций.

Сейчас эксперты считают последствия от нефтяного эмбарго и потолка цен на нефть и отводят на второй план проблемы нефтепродуктов, однако это также крайне большой рынок.

В 2021 году российские компании экспортировали 231 млн тонн нефти и 144 млн тонн нефтепродуктов, причем основная их часть также следовала в направлении стран-членов ЕС. Если эту проблему не решить, проблемы нефтяного сектора усугубятся.

Нефтепродукты – это не нефть, а принципиально другой, пусть и взаимосвязанный рынок.


                    Новое эмбарго ЕС поставит под удар экспорт бензина и дизеля из России
РФ в основном экспортирует мазут и дизель

При перенаправлении нефти в Индию и Китай российские компании осуществляли поставки местным НПЗ, которые затем сами продавали значительную часть топлива на экспорт.

Здесь РФ необходимо будет или найти новые рынки, или пойти на значительный демпинг, есть вопросы и по танкерам – они здесь другие, чем в случае с нефтью.

России нужно найти специальные танкеры«Эффекты от эмбарго на нефтепродукты сложно оценить. Главный вопрос в том, а сможет ли Россия в полной мере и быстро перенаправить топливо на новые рынки. Специальные танкеры для перевозки дизельного топлива и мазута в мире менее распространены, чем стандартные морские перевозчики нефти. Найти в достаточном числе такие суда является непростой задачей», — констатирует энергоэксперт Игорь Юшков.

Российским компаниям придется либо покупать такие танкеры, либо находить компании, готовые пойти на игнорирование западных санкций.

«Важным моментом являются цены. С 5 февраля начнет действовать не только эмбарго на российские нефтепродукты, но и специальный потолок цен на них. Данный показатель в ЕС пока не определили, но он обязательно будет», — заключает Юшков.


                    Новое эмбарго ЕС поставит под удар экспорт бензина и дизеля из России
Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, старший преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков

Москве здесь придется найти не только новые рынки сбыта, но и лояльных грузоперевозчиков.

«Россия декларирует, что продолжит игнорировать потолок цен, а значит нужно найти подходящий фрахт. Данный момент существенно сокращает перечень доступных Москве танкеров и может создать проблемы», — резюмирует Юшков.Нельзя поставить под удар внутренний рынок

Подготовка к 5 февраля 2023 года в РФ не афишируется, поэтому очень сложно сказать, какие сегодня у Москвы есть возможности для противостояния новым вызовам.

«Непонятно, достаточно ли собранного флота и насколько большой теперь является зависимость России от сторонних перевозчиков. Важно и то, что маневрирование в сторону экспорта чистой нефти имеет ограничения», — констатирует Юшков.


                    Новое эмбарго ЕС поставит под удар экспорт бензина и дизеля из России
Решение прописано в рамках восьмого пакета санкций

Российские компании наверняка будут это делать, повышая экспорт сырой нефти за счет нефтепродуктов, но все это имеет значительные ограничения.

«Если РФ не сможет пристроить часть мазута на внешнем рынке, то стране придется сокращать переработку, причем этот момент создаст проблемы для насыщения бензином и дизелем внутреннего рынка», — заключает Юшков.

При производстве бензина и дизеля неизбежно остается мазут, а если его не удается продать, сокращается производство других базовых видов топлива.

Над данным ребусом Правительству РФ и Минэнерго нужно будет серьезно подумать.

До событий 2022 года российский топливный рынок постоянно будоражили требования поставщиков повысить потребительские цены на бензин и дизель или снизить объем акцизов, а ведь сокращение производства обязательно усложнит ситуацию с предложением.

Дефицита у нас в любом случае не будет, зато по цене начнутся жаркие споры.


                    Новое эмбарго ЕС поставит под удар экспорт бензина и дизеля из России
РФ нужно подготовить специальный танкерный флот«Российским компаниям и руководству нужно обо всем этом подумать и понять, в какой мере возможен маневр с экспорта нефтепродуктов в сторону нефти. России придется пойти на такие действия, пока не будут найдены танкеры для вывоза мазута и дизеля», — резюмирует Юшков.

Основой российского экспорта нефтепродуктов являются мазут и дизель – бензин и керосин отечественные компании почти не поставляют на мировой рынок.

Успех адаптации России к февральским санкциям зависит от этих двух видов топлива.

Поделиться:




                    Новое эмбарго ЕС поставит под удар экспорт бензина и дизеля из России

Дмитрий Сикорский