Новый железный занавес Европы в процессе становления

Новый железный занавес Европы в процессе становления

Нерегулярные перемещения населения могут стать самым дестабилизирующим последствием военного вмешательства Вашингтона. Гражданская война в Сирии подчеркнула глобальный кризис, связанный с беженцами и мигрантами, кризис, который, по мнению автора, требует новой международной миграционной системы, которая признает все типы перемещения населения между странами.

5 марта 1946 года Уинстон Черчилль в своей речи, которую навсегда запомнит история, заявил, что по всей Европе упал железный занавес. Спустя 75 лет, похоже, неплохо работает занавес, но с одной оговоркой. На этот раз занавес — дело рук самих европейцев, и цель состоит не в том, чтобы ограничить передвижение из некоторых частей Европы, а, скорее, в регулировании передвижения в Европу.

Конец холодной войны привел к резкому увеличению числа перемещенных лиц во всем мире. По текущим оценкам, во всем мире число насильственно перемещенных лиц составляет около 82,5 миллиона человек, или вдвое больше, чем 20 лет назад. Это число, которое относится как к беженцам за пределами страны происхождения, так и к внутренне перемещенным лицам, не включает количество незаконных мигрантов, которые стремятся улучшить свое положение, переезжая в места назначения, которые, по их мнению, предоставляют лучшие экономические возможности.

Распад Советского Союза привел к тому, что Соединенные Штаты стали единственной сверхдержавой и предоставили Вашингтону практически неограниченную свободу для военного вмешательства по всему миру, где бы они ни посчитали это целесообразным. Хотя эти интервенции могли, по крайней мере, на начальном этапе, иметь некоторый успех с ограниченной военной точки зрения, хаос, который они породили, стал устойчивым явлением. От Ливии до Сирии, от Ирака до Афганистана нерегулярные перемещения населения оказались потенциально наиболее дестабилизирующим последствием различных военных интервенций Вашингтона. И хотя большинство этих перемещений по-прежнему носят региональный характер, будь то внутреннее перемещение или региональные поиски убежища, наблюдается тенденция к растущему и постоянному перемещению населения из зон конфликта в сторону доступной развитой экономики.

Таким образом, хотя бы по географическим причинам, именно союзники Америки, а точнее западные европейцы, теперь должны нести всю тяжесть сопутствующего ущерба, нанесенного военными авантюрами Вашингтона; Ливия — тому пример.

Осадки Ливии. В 2011 году после «арабской весны» по всей Ливии вспыхнули волнения. Это послужило стимулом для администрации тогдашнего президента США Барака Обамы, при поддержке Франции и Великобритании, для военного вмешательства в страну и обеспечения падения режима Муаммара Каддафи.

При режиме Каддафи около 2 миллионов рабочих-мигрантов из стран Африки к югу от Сахары ежегодно приезжали в Ливию, где они находили временную работу перед возвращением домой. Экономические последствия этого мероприятия были значительными и обеспечили средства к существованию примерно 20 миллионам африканцев. Параллельно Каддафи заключил неофициальную договоренность с Италией, согласно которой нелегальные эмигранты из Ливии, задержанные в море итальянской береговой охраной, будут незаметно возвращены в пункт отправления. Падение Каддафи и последовавшая за ним анархия положили этому процессу конец.

Напротив, это стало неожиданной удачей для преступных группировок контрабандистов и превратило Ливию в главный канал нелегальной миграции в Европу. Но это была опасная миграция. Большинство лодок, используемых контрабандистами, были небезопасными, а число утонувших оценивается в десятки тысяч. Однако опасность не стала сдерживающим фактором для тех, кто хотел переехать в Европу.

Поскольку поток людей через Ливию в Европу практически ничем не ограничен, прогнозы относительно числа потенциальных мигрантов, которые, вероятно, пойдут этим путем в следующие 25 лет, дают цифру около 4,2 миллиона. За тот же период население Африки к югу от Сахары, откуда происходит большая часть перемещений, увеличится с 1 миллиарда до 2 миллиардов, а население Северной Африки — с 210 миллионов до 350 миллионов. Можно предположить, что ни одна из этих демографических характеристик не была учтена, когда администрация Обамы решила способствовать падению Каддафи.

Осадки Сирии / Афганистана. С некоторыми вариантами такой же исход был результатом интервенции Вашингтона в Афганистане и Сирии. Неудачная попытка свергнуть режим президента Сирии Башара Асада привела к крупнейшему в наше время кризису перемещения населения. Из общей численности населения, составлявшей около 17,5 миллионов жителей, около 13,5 миллионов сирийцев были перемещены, из которых 6,8 миллиона покинули страну в качестве беженцев, а 6,7 миллиона были перемещены внутри страны.

В случае Афганистана 1,4 миллиона беженцев зарегистрированы за границей, в основном в Пакистане и Иране, и, по оценкам, 3,5 миллиона перемещены внутри страны. Эти цифры, однако, не дают представления о том, что нас ждет в будущем. Действительно, наступление зимы с потенциальным одновременным крахом экономики Афганистана может спровоцировать массовый исход в ближайшие месяцы. И хотя большинство из тех, кто должен уехать, сначала будут искать убежища в соседних странах, многие, несомненно, присоединятся к продолжающемуся движению в Европу через Турцию и Грецию. С европейской точки зрения, определение параметров притока, настоящего и потенциального, — непростая задача, и она зависит не только от данных, но и от восприятия.

«Нашествие» в Европу. В целом приток, поскольку он неконтролируемый и выходит за рамки государственного регулирования, вызвал всепроникающее чувство беспокойства. Это беспокойство усугубляется тем фактом, что приток людей часто воспринимается как вторжение, не говоря уже о насаждении людей другой культуры, которые стремятся навязать свое присутствие обществам, которые не обязательно хотят их и которых они не обязательно желают. подчиняться законам. То, что это беспокойство в значительной степени вызвано тем фактом, что прибывающие преимущественно мусульмане, в настоящее время хорошо известно.

Таким образом, когда курдский отец в Швеции перерезал горло своей дочери, потому что она хотела выйти замуж за христианина, и предоставил в качестве единственного объяснения, что «между вашими законами и моей верой я выбрал свою веру», последствия были огромными. Как средства массовой информации, так и парламент были вовлечены в острые дебаты по иммиграции, что вызвало рост враждебности к иностранцам среди немалой части населения.

В 2019 году было зарегистрировано около 2,7 миллиона мигрантов, прибывших в Европу. Однако в это число не входят лица, ищущие убежища, и тем более нелегальные мигранты, которые не зарегистрированы. Однако какими бы ни были цифры, они сами по себе не полностью отражают социальные реалии. Сторонники неограниченной иммиграции часто впадают в лихорадку, что по сравнению с общей численностью населения Европейского Союза количество прибывших незначительно. В абсолютных цифрах это можно утверждать. Проблема, однако, заключается в том, что прибывающие не распределяются равномерно по Европейскому сообществу, а сосредотачиваются на нескольких странах, которые несут наибольшую часть бремени притока.

Опять же, одни только цифры могут ввести в заблуждение. Швейцария, около 24% населения которой родились за границей, является европейской страной с самым высоким процентом мигрантов и беженцев. Однако анти-иностранные настроения как таковые сдерживаются хотя бы по одной причине: подавляющее большинство иностранцев — немцы, французы или итальянцы и не воплощают социальные ценности, которые значительно расходятся с ценностями коренного населения.

И наоборот, некоторые из стран с самым низким уровнем иммиграции также демонстрируют наибольшую враждебность к притоку иностранцев. Так, Вышеградская четверка, а именно Польша, Венгрия, Чешская Республика и Словакия, в которых практически нет сообществ мигрантов, заявили, что в принципе они не будут предоставлять убежище мигрантам или беженцам. И наоборот, Германия предоставила убежище примерно миллиону сирийцев, в то время как Дания ужесточила свое законодательство о предоставлении убежища, а Великобритания изо всех сил пытается контролировать приток по морю из Франции.

Хаотичный ответ и вооружение. Конечным результатом является то, что не существует единой европейской модели реакции на приток, равно как и нет единой скоординированной европейской политики, направленной на его устранение. Это отсутствие общего внутреннего подхода отражается отсутствием глобальной, скоординированной внешней стратегии, которая теперь должна противостоять тому, что стало дополнительным измерением кризиса: вепонизации миграции.

В 2015 году Турция открыла границу с Грецией, что позволило примерно 900 000 беженцев из Сирии, Ирака и Афганистана затопить страну по пути в Германию. В 2016 году в рамках знаменательного соглашения ЕС и Германия убедили Турцию закрыть свою границу в обмен на финансовый пакет. Хотя Турция обязана, она дала понять, что готова снова открыть кран и позволить потенциально 2-3 миллионам беженцев наводнить Европу, если в ее интересах будет оказывать давление на ЕС.

В 2021 году в ответ на санкции ЕС Беларусь спонсировала перемещение к границе с Польшей нескольких тысяч беженцев из Ирака, Сирии и Афганистана, которые хотели добраться до Германии. В результате кризиса Польша мобилизовала часть своей армии и возвела массивный забор на границе с Беларусью. Содействуя созданию наводнения населения, которое они не знают, как сдержать, западные правительства сосредоточили свои усилия на краткосрочных попытках удержать этот искусственный хаос под контролем. Конечным результатом стала серьезная эскалация того, что называется гуманитарной деятельностью.

Гуманитарная индустрия. В 2018 году международное сообщество выделило около 28,9 млрд долларов на гуманитарную помощь. И хотя это называется «многосторонним» шагом, для всех практических целей это западная попытка. Это было только началом колоссального роста объемов гуманитарной помощи, который привел к беспрецедентному росту бюджетов гуманитарных организаций.

В 1990 году бюджет Агентства ООН по делам беженцев составлял 800 миллионов долларов, а штат сотрудников — 2500 человек. К 2021 году его бюджет достиг 8,4 миллиарда долларов, а штат сотрудников — 17 900 человек. Примерно за тот же период бюджет Мировой продовольственной программы увеличился с 1,5 млрд долларов до 8,4 млрд долларов, которым управляет 20 600 сотрудников.

Тем временем вся система ООН, которая направляет гуманитарную помощь, последовала этому примеру под руководством Управления ООН по координации гуманитарных вопросов. Созданное в 1991 году как небольшое координирующее подразделение с численностью персонала около двух десятков человек, сейчас оно превратилось в гигант, не несущий оперативной ответственности, но со штатом в 2300 человек.

Хотя эскалация помощи стала повсеместным явлением в гуманитарном сообществе, это лишь временная мера. Она не только не устраняет основную причину проблемы, но и агентства, независимо от их характера, не являются разработчиками политики. Это всего лишь инструменты, финансируемые правительствами, чтобы помочь заполнить пространство до реализации политических решений.

Хотя использование лоскутного одеяла краткосрочных решений может дать некоторую временную передышку осажденным европейцам, рассмотрение существа различных притоков — совсем другое предложение. Это потребует политической воли, ведущей к всеобъемлющему процессу с участием стран происхождения, стран транзита и стран назначения, нацеленного на выработку ряда политических решений. И это также потребовало бы, чтобы европейцы попытались наложить некоторые ограничения на склонность Вашингтона к военным действиям, не взвешивая весь спектр последствий, которые это повлечет за собой. То, что такого процесса даже нет, — установленный факт. Остается без ответа еще один вопрос: как долго и какой ценой можно держать крышку над кипящим чайником?

АЛЕКСАНДР КАЗЕЛЛА