Новый транспорт в русской Арктике

Инфраструктура российского севера слабо развивалась даже во времена масштабного строительства по всему СССР. Тем временем российская тундра и субарктические пустоши скрывают множество разновидностей ценных природных ресурсов: от драгоценных минералов до топлива. Чтобы начать их разработку, нужно сперва подумать о логистике.

Новый транспорт в русской АрктикеПопытка построить Трансполярную магистраль в СССРПопытка построить Трансполярную магистраль в СССР

Одна из самых провальных сталинских строек, железнодорожная магистраль «Салехард—Игарка», проектировалась не только с целью развития Северного флота, но и с целью переселения части советских граждан на север для добычи полезных ископаемых. Отсутствие необходимых технологий и инженерного опыта привело к тому, что магистраль не прожила 6-ти месяцев. В итоге у России есть только одно протяженное железнодорожное полотно в регионе — Транссибирская магистраль. Благодаря ней можно попасть из Нижнего Новгорода в Тюмень, а оттуда — во Владивосток. Существуют также ответвления, ведущие до Воркуты и Нового Уренгоя. Сохранился небольшой участок железнодорожного полотна между Дудинкой и Норильском, цель которого — доставка пассажиров и грузов между этими двумя городами. А в сами города попасть довольно трудно: необходим автомобильный транспорт либо вертолеты. Эти промышленные города были заложены довольно давно и не могли оставаться без инфраструктуры. Но большая часть севера все еще лишена транспортных узлов.

Современное правительство России планирует сделать то, что не удалось И. Сталину — построить трансполярную магистраль, первый участок которой соединит Воркуту и Новый Уренгой. Далее вторым этапом планируется замкнуть участок между Новым Уренгоем и Норильском. Конечно, строительство такой магистрали протяженностью в 1500 километров потребует колоссальных усилий по разработке неподатливого в условиях вечной мерзлоты грунта и пересечения множества северных водотоков. Стоимость проекта оценивается выше, чем стоимость Крымского моста (то есть около 250 миллиардов рублей). Но окупаемость ожидается примерно такая же, если не большая. Крымский мост принес правительству колоссальные доходы от развития рекреационной сферы полуострова, а трансполярная магистраль позволит пополнить бюджет за счет разработки природных ресурсов. К тому же развитие севера — стратегически важная задача, поскольку при такой огромной территории большая часть России все еще не заселена, а крупные города наоборот не справляются с задачей развития инфраструктуры. Результатом становятся частые транспортные коллапсы.

Новый транспорт в русской АрктикеТепловоз в Новом УренгоеТепловоз в Новом Уренгое

Не исключено, что трансполярная магистраль сможет привлечь внимание туристов к российскому северу.