Новую стратегию ЕС-Китай разработал Вашингтон?

Новую стратегию ЕС-Китай разработал Вашингтон?

Документ последовал сразу за объявлением AUKUS. Довольно неожиданным шагом стало то, что 16 сентября Европейский парламент опубликовал резолюцию о новой стратегии ЕС-Китай. Этот 18-страничный документ, в котором «Китай» упоминается более 160 раз, был выпущен сразу после того, как президент США Джо Байден вместе с его верными англосаксонскими братьями из Австралии (премьер-министр Скотт Моррисон) и Великобритании (премьер-министр Борис Джонсон), заключили новую сделку, похожую на «холодную войну», широко известную как «AUKUS». Почему удивительно?

Что общего у обоих событий, так это то, что они нацелены на усиление присутствия западных держав в Индо-Тихоокеанском регионе в попытке противодействовать подъему Китая.

Подготовка сцены для «la grande gaffe». Либо кто-то действительно быстро подготовил резолюцию ЕС в одночасье (что невозможно), либо он уже ждал своей очереди, чтобы эффектно, с театральной драматургией объявить о том, что Европа может идти вперед. «Мы должны выжить сами, как и другие», — сказал глава внешнеполитического ведомства ЕС Хосеп Боррелл во время объявления большой стратегии блока в Индо-Тихоокеанском регионе, напомнив о мантре президента Франции Эммануэля Макрона о «стратегической автономии». Боррелл также упомянул потерю военно-морской группой контракта на 40 миллиардов долларов, отмененного премьер-министром Моррисоном в пользу атомных подводных лодок, построенных с использованием ноу-хау из США. «Я понимаю, до какой степени французское правительство должно быть разочаровано», — заключил дипломат.

Председатель ЕС Шарль Мишель также заявил, что AUKUS «демонстрирует необходимость общего подхода ЕС в регионе, представляющем стратегический интерес». Так что же представляет собой «стратегический интерес» ЕС в Индо-Тихоокеанском регионе и какой «общий подход» он хочет использовать для его достижения?

Повествование о возрождении желтой опасности. «Китай утверждает более сильную глобальную роль как экономической державы, так и внешнеполитического игрока, что создает серьезные политические, экономические проблемы, проблемы безопасности и технологические проблемы для ЕС, что, в свою очередь, имеет значительные и долгосрочные последствия для мирового порядка, и представляет собой серьезную угрозу основанной на правилах многосторонности и основным демократическим ценностям», — говорится в пункте B резолюции.

Пункт C документа выражает сожаление по поводу однопартийной системы Китая и приверженности Коммунистической партии Китая марксизму-ленинизму, что, как утверждается, не позволяет ей принимать «демократические ценности, такие как индивидуальная свобода, свобода слова и свобода религии», как это происходит в более цивилизованных частях мира, таких как Европа и США.

Основная часть резолюции относится к рекомендации, предоставленной вице-президенту комиссии/верховному представителю Союза по иностранным делам и политике безопасности (VP/HR), о важности разработки «более решительной, всеобъемлющей и последовательной стратегии ЕС-Китай, которая объединяла бы все государства-члены и формировала бы отношения с Китаем в интересах ЕС в целом. В соответствии со статьей 1 (b) мы видим, что эта стратегия должна основываться на следующих шести столпах:

— открытый диалог и сотрудничество по глобальным вызовам;

— более активное участие в универсальных ценностях, международных нормах и правах человека;

— анализ и выявление рисков, уязвимостей и проблем;

— налаживание партнерских отношений с партнерами-единомышленниками;

— содействие открытой стратегической автономии, в том числе в торговых и инвестиционных отношениях;

— защита и продвижение основных европейских интересов и ценностей путем превращения ЕС в более эффективного геополитического игрока.

Каждый столп содержит множество статей, поэтому остановимся только на самых важных. Хотя следует признать, что некоторые из столпов действительно заслуживают того, чтобы выступать за столь необходимое сотрудничество в целях «предотвращения превращения Афганистана в новую базу террористов и того, чтобы отговорить Северную Корею от продолжения своей ядерной программы» или решения таких проблем, как окружающая среда и изменение климата, экономического восстановления после пандемии и борьбы с глобальными кризисами в области здравоохранения, следует признать, что общий тон очень снисходительный, если не сказать неоколониальный

Divide et impera 2.0. Среди нескольких жалоб и возмутительных требований мы видим продолжающуюся схему применения того, что Энтони Энджи, профессор юридического факультета Национального университета Сингапура и генеральный секретарь Азиатского общества международного права, называет «динамикой различий». В данном случае мы имеем дело с «различием» между цивилизованными демократическими европейскими ценностями и неевропейскими коммунистическими авторитарными ценностями, при этом права человека изображаются как суть вопроса.

Хотя права человека являются самым ценным вознаграждением в этом документе, они служат в качестве оружия против так называемых «антиколониальных проектов», таких как, например, Инициатива «Один пояс — один путь» (BRI). Стоит упомянуть, что Брюссель воспринимает BRI как «угрозу, исходящую от Китая», среди других инициатив, таких как «стратегия двойного обращения, 14-й пятилетний план, «Сделано в Китае 2025», «Китайские стандарты 2035» и политика 16+1, включая ее военную модернизацию и наращивание потенциала. Об этом прямо говорится в статье 22 постановления. «Мы хотим создавать связи, а не зависимости», — сказала президент Комиссии Урсула фон дер Ляйен, продвигая проект «Глобальный шлюз», направленный на конкуренцию с BRI. «Мы хотим создавать связи, а не зависимости», — продолжила она, нанося удар по Пекину, — «Мы хорошо финансируем дороги. Но для Европы нет смысла строить идеальную дорогу между китайским медным рудником и китайской гаванью. Мы должны стать умнее, когда речь заходит о такого рода инвестициях». Приоритет будет отдаваться усилиям по подключению, которые, как ожидается, будут обсуждены на региональном саммите в феврале следующего года.

Ее комментарии соответствуют рассказу о продолжающейся клеветнической кампании, в которой Китай обвиняется в «дипломатии долговых ловушек», что для тех, кто знаком с этой темой, является не более чем «мемом», изобретенным индийской пропагандой в 2017-м году, как утверждает Бернар Л. Шварц, профессор международной политической экономии и директор Исследовательской инициативы Китая в Африке в Школе перспективных международных исследований Университета Джонса Хопкинса (SAIS).

Права человека и удобный двойной стандарт. Продолжая использовать права человека в качестве оружия, организация, которая в первую очередь «недостаточно развивала Африку», если вспомнить знаменитую книгу Уолтера Родни с тем же названием, резолюция также призывает «Верховного комиссара ООН по правам человека начать независимые юридические расследования по предполагаемому геноциду, предполагаемым преступлениям против человечности и нарушения прав человека, включая программы принудительного труда, осуществляемые в нескольких регионах Китая, а именно прежде всего в Синьцзяне.

В то время как комплекс Белого Спасителя явно проистекает почти из каждого пункта этой неоколониальной резолюции, Европа, которая обязуется заключить отдельную торговую сделку с Тайванем, хочет вмешиваться во внутренние дела Гонконга (явный отход от политики «одного Китая») и развернуть (как бы цинично это ни звучало, учитывая ее военно-морской потенциал) больше кораблей в Южно-Китайском море, чтобы сдерживать растущую державу, и потребовать от Китая положить в основу «принцип взаимности», когда это касается их двусторонних торговых и инвестиционных отношений. Но эта «западная политическая концепция не работает», как процитировал частный инвестор из Гонконга из Франции Дэвид Баверез. «Если я китаец, что вы можете предложить мне взамен, если я открою вам рынок в 1,4 миллиарда потребителей?» — спросил Баверез.

Часы Судного дня все еще тикают. Несмотря на якобы стремление к величию «стратегической автономии», ЕС настаивает на политике «развития и продвижения амбициозных и динамичных трансатлантических отношений с правительством США, основанных на общей истории, ценностях и интересах, в рамках трансатлантического диалога по Китаю». На практике это означает, что Брюссель не только желает согласовать свою внешнюю политику в отношении Пекина с политикой США в попытке поддержать их стремление сохранить глобальную гегемонию, но при этом опасно преувеличивает любую потенциальную угрозу, которая может исходить от Китая.

Руководствуясь торговыми и экономическими мотивами, Европа пытается оправдать западную экспансию и свое мнимое моральное господство, начав новую «цивилизационную миссию», но на этот раз направленную против китайских коммунистических варваров, чье богатство так соблазнительно, но само существование которых презирают. Что следует помнить о том, что «сдерживании Китая не является возможным вариантом», как британский журналист Мартин Вольф написал некоторое время назад в обзоре, опубликованным в Financial Times. Следовательно, мало что нужно сделать, кроме как начать ядерную войну со второй по величине экономикой в ​​мире и, в конечном итоге, уничтожить всю планету в ходе сценария, подобного доктору Стрейнджлаву.

Зная это и извлекая уроки из своего зачастую бесславного опыта общения с неевропейскими народами в прошлом, Брюссель должен воздерживаться от имитации максималистского подхода, развивающегося в США, поскольку он, несомненно, породит в ответ еще больше сторонников жесткой линии в Поднебесной. В конце концов, если перефразировать слова Филипа Стивенса, директора редакционной коллегии и главного политического обозревателя Financial Times, дальнейшее попадание в объятия Вашингтона не означает автономной внешней политики. «Европейцы все еще не думают стратегически о том, в чем заключаются их собственные основные интересы», — сказал Кишор Махбубани в интервью покойному Эндрю Муди для China Daily, опубликованном 12 мая 2020-го года, добавив при этом, что они ошибочно «продолжают считать, что их основные стратегические интересы сводятся к следующему: совпадают ли они с таковыми в Соединенных Штатах».

Известный бывший сингапурский дипломат также объяснил, что «ключевая часть слова «геополитика» — это «гео», и она касается географии». Поскольку ЕС стремится превратиться «в более эффективного геополитического игрока», политикам в Европе было бы хорошо посоветовать выйти из тени Вашингтона и вместо того, чтобы подливать масла во все более враждебную конкуренцию между двумя крупнейшими экономиками мира, постараться сделать все возможное, чтобы представить Брюссель надежным брокером.

Для начала, вместо того, чтобы соревноваться, им следует прислушаться к Махбубани и начать сотрудничество с Китаем, «чтобы развивать Африку, чтобы предотвратить будущие волны мигрантов» с этого континента. Если им не удастся понять это правильно и «следовать своему сердцу, а не разуму», скоро не будет Европы, которую они так сильно хотят сохранить, присоединившись к США в противодействии своему самому важному союзнику в решении самых насущных проблем будущего. Время настало. Второго шанса не будет.

ADRIEL KASONTA