Москва проявила такую жесткость, какую от нее даже в Вашингтоне не ожидали

Нью-Дели попал в свой собственный капкан: Москва проявила такую жесткость, какую от нее даже в Вашингтоне не ожидали

Коней на переправе не меняют, а танкеры при необходимости развернуть можно. Даже нужно. Особенно если давний партнёр резко нарушает договоренности, как это сделал Нью-Дели в отношении импорта российской нефти.

Жёсткий ответ Москвы на новые условия последовал незамедлительно. И Вашингтону остается лишь сокрушаться от того, что идея ценового потолка в очередной раз показала свою несостоятельность. Об этом подробнее поговорим далее.

Потолок не для всех

События, развернувшиеся в декабре 2023 г., отсылают нас к концу 2022 г., когда страны G7 в попытках сократить нефтегазовые доходы России ввели ценовой потолок на российскую нефть. 60 долларов за баррель — та черта, которую импортеры, по мнению Зaпада, переступать не должны. Но на эти условия соглашаются далеко не все. В частности, Индия не давала гарантий, что будет считаться с установленными ограничениями.

«Индия не подписывала никаких соглашений с западными державами о введении предельных цен на российскую нефть 14 марта 2023 г.», — пишет международное новостное агентство Reuters со ссылкой на Министерство нефти Индии.

Собственно, так и продолжалось долгое время. Индия покупала российскую нефть по цене, существенно превышающей 60 долларов за баррель. Более того, в октябре 2023 г. это значение достигло 84,20 долларов за баррель.

То есть страна, которая по объемам импорта и потребления нефти занимает третье место в мире, а для России стала крупнейшим покупателем, до сих пор принимала адекватные условия. И всё для Индии складывалось хорошо. Российское «черное золото» благополучно отгружалось местным нефтепереработчикам.

Поменять на переправе коней и развернуть танкеры

Но в конце 2023 г. что-то пошло не так. Индия решила поменять на переправе коней и пересесть на американского коня, правда, тот оказался не только хромым, а ещё и старым. Он попросту не дошёл до пункта назначения. А как объяснить иначе последние события?

Дело в том, что Россию в какой то момент перестал устраивать сценарий, при котором Индия расплачивается за нефть слабо конвертируемой собственной валюте. К тому-же государство не спешит устранять огромный торговый дисбаланс с Россией. Потому условия очередного контракта предполагали оплату в Юанях.

«Индийские нефтеперерабатывающие заводы начали оплачивать часть импорта нефти из России китайскими юанями», — сообщило со ссылкой на осведомленные источники агентство Reuters, передаёт издание BFM.RU

И до момента отгрузки нефти с российских терминалов и доставки через океан всё было нормально. А потом начались чудеса…

Те самые правила торговли, которые Зaпад пытается навязать участникам рынка, вдруг стали для Нью-Дели инструментом экономического шантажа. Когда танкеры приближались к берегам Индии, вдруг оказалось, что нефть по цене выше потолка индусам не нужна, и расплачиваться за нее хотят совсем не в той валюте, что указана в условиях контракта.

Однако Москва, вдруг, тоже оказалась не робкого десятка. Даже если для этого придётся разворачивать танкеры и отправлять их обратно, в Россию. Вот что в конце декабря писал американский Bloomberg по этому поводу:

«Танкер NS Century российской компании «Совкомфлот», на котором находится 109 тысяч тонн нефти, указывает новой точкой пути Сингапур, куда планирует прибыть 2 января. А еще несколько танкеров с российской нефтью, дрейфовавшие без движения несколько недель, теперь движутся обратно в Россию. Они должны вернуться в места погрузки ориентировочно 28-31 декабря. Таким образом из-за нежелания платить в юанях или рублях индийские клиенты качественной и дешевой российской нефти лишились множества грузов».

Судя по всему, это была инициатива не индийских НПЗ, которые пожаловались на недостаток сырья для переработки. Более того, политика Нью-Дели привела к ситуации, когда быстро устранить дефицит не получается. Саудовская Аравия и ОАЭ не спешат экспортировать дополнительные объемы нефти.

Вашингтон разгневан

Так на что рассчитывала Индия, когда пыталась диктовать свои условия? Явно не на тот результат, который получила. От принятого Россией решения, кажется, впал в шок и сам Белый дом. Внезапно оказалось, что российское государство не продает по цене, которую ему предложат, а может поддать жару, когда надо. Да так, что у американских политиков горят стулья.

Недаром об этом пишет зaпадная пресса. Агентство Bloomberg вынуждено констатировать, что Москва проявила такую жесткость, какую от нее даже в Вашингтоне не ожидали.

Что касается Индии, ей следует извлечь урок из этой истории. Ну нельзя поступать так, будто живёшь одним днём. Ведь основной вопрос в том, с каким лицом и на каких условиях индийцы будут заключать следующий контракт.

ДОПОЛНЕНО:

Индии пришлось опровергать   западное издание Bloomberg о якобы возникших проблемах при закупках российской нефти. Американская пресса ранее сообщила, что из-за невозможности компании-оператора проекта «Сахалин-1» открыть счет в эмиратском банке, целых четырнадцать танкеров, перевозивших 11 млн баррелей нефти, «замерли» у индийских берегов и выключили транспондеры.

Более того, американское агентство со ссылкой на Kpler сообщило, что в результате возникших проблем нефтяной экспорт России в Индию сократился до годового минимума в 1,48 млн б/с. Для сравнения, рекорд, установленный в мае, составил 2,15 млн б/с. И первую, и вторую информацию Нью-Дели устами министра нефти Хардипа Сингх Пури опроверг. Да, сокращение объемов, действительно, имеет место. Однако это произошло из-за того, что предоставляемый прежде щедрый дисконт на российскую нефть больше не действует. И некоторые партии «черного золота» Индии даже выгоднее закупать на Ближнем Востоке. Cредняя стоимость российской нефти для Индии в ноябре составила 85,42$. Примерно столько же, во сколько оценивается импорт из Ирака (85,83$).

Что же, это абсолютно нормальная ситуация. Никаких проблем нет. Россия продает нефть тому, кто готов платить за нее больше. А таких стран, помимо Китая и Индии, огромное количество. Спустя практически два года все проблемы с нефтяным экспортом решены. Поставки налажены и даже более диверсифицированы, чем ранее. А если учитывать, что теперь и страховку, и логистику проводят преимущественно наши компании, то нынешние операции в совокупности стали даже более выгодными.