Нужна ли философия чайному мастеру?
Интервью с Натальей Рыбальченко,
профессиональным чайным мастером,
психологом, преподавателем китайской философии
и китайских гадательных практик.
— Наталья, здравствуйте. Первый вопрос Вам – сразу, как к профессионалу чайной церемонии, получившему высокую оценку в России. Итак, нужна ли философия чайному мастеру?
— Безусловно. Она является частью мировоззрения мастера, которое проявляется в его деятельности. Однако есть и особенности этого проявления. Чайное мастерство, условно, состоит из двух направлений. Одно из них называется «Ча Дао» — чайный путь; второе «Ча И» — чайное искусство. Более философично первое, именно разумное мыслительное погружение в ценность происходящего, в ценность этого момента, в ценность правил проведения чайной церемонии, особое воспитание духа. В результате чайного пути чайный мастер должен прийти к просветлению. Здесь, конечно можно сказать о философском отношении к жизни, в лучшем понимании этого слова. Чайное искусство – это, скорее, светское направление: создание красивых действ, театральных постановок вокруг чая с красивыми одеждами, красивой посудой, красивыми девушками, которые могут даже танцевать с чайничками. Словом: «Ча Дао» — этика, «Ча И» — эстетика. Это две стороны одной медали: то, что мыслительно оформлено должно быть красивым, а то, что красиво — должно быть мыслительно оформлено. Поэтому, безусловно, чайный мастер накоротке с философией, равно как и с чаем.
— Можно ли понять чайное искусство простому человеку или для этого нужно обладать специальными знаниями?
— Любой человек, который когда-либо на секунду притормозил и задумался — «А куда я собственно бегу? Откуда бегу и зачем я туда бегу? Что я там хочу обрести?», может понять чайное искусство. Не знаю, нужны ли специальные знания, но то, что специальный настрой ума – это точно необходимо, и это, конечно же, философский настрой ума. Любой фермер, военнослужащий и т.д. могут почувствовать вкус к философии. Если они могут задать себе вопрос «Для чего я это делаю?» и заострить на этом своё внимание, то могут дойти до очень глубоких вещей. Если нет такого интереса, то, конечно, чайное мастерство останется непонятым. В древние времена чайные церемонии как раз и предназначались для того, чтобы зажечь этот интерес к философскому знанию среди высших сословий (правителей общества, аристократии, жрецов). Сама упорядоченность чайной церемонии является отражением порядка небесного. То, что нам даёт возможность подумать о том, чего мы не видим, о высших вещах. Это и есть «Ча Дао».
— В чём конкретно выражается философия чайной церемонии, в каких понятиях и концепциях?
— Философия чайной церемонии полностью строится на учениях китайцев об устройстве мира, можно сказать на натурфилософии. Она заключается в следующем: в церемонии участвуют все пять стихий, из которых состоит мир. Пять стихий – это пять первоэлементов, из которых создано всё материальное в нашем мире в той или иной пропорции. У китайцев эти представления о пяти стихиях немного отличаются от первоэлементов других великих цивилизаций (естественно, каждый имеет право на свой угол зрения). Китайцы понимают пять стихий как пять вариантов движения одной единой стихии. Они их называют «пять проходок» или «пять походок» — когда один вид энергии, изначальный, божественный движется с разной скоростью, получается пять разных первоэлементов. Сейчас мы этого немного понимаем, в физике нам объясняют это как то, что всё материальное есть просто движение энергии, то есть — частота вибраций с разной скоростью, мы начинаем в это верить. Например, стол – это очень медленная вибрация энергии, а электрический свет – это гораздо более высокая вибрация той же самой энергии. Мы сомневаемся, но уже немного доверяем этому.
Однако, вернёмся к пяти стихиям и их символам.
Начинается всё это со стихии дерева, потому что всё символизирует собой весну, а весна относится к началу нового года (Новый год в Китае всегда начинается весной). В чайной церемонии за дерево отвечает чайный лист. Все пять стихий обладают определёнными абстрактными характеристиками. Например, дерево обладает такой характеристикой, что оно, ничего не разрушая, не атакуя, гибко занимает всё пространство. Подробнее о всех стихиях вы можете ознакомиться на моём курсе по книге перемен.
Следующая стихия огня. Это уже бОльшая скорость энергии и раньше огонь использовался живой – для чайной церемонии кипятили воду на специальном огне, особого качества. Сейчас мы делаем это на электричестве или газу, но всегда в чайной церемонии ставим свечи, чтобы присутствие огня всё-таки было живое.
Срединная энергия, отвечающая за взаимодействие всех остальных четырёх энергий – энергия почвы. В чайной церемонии за неё выступает посуда, так как она сделана либо из глины, либо из стекла (сделано из песка), никакого металла, дерева не используют для чая. Посуда (почва) позволяет взаимодействовать противоположным по своей энергетике стихиям. То есть, огонь и вода – это противоположности, но если между ними есть кастрюлька/чайничек, то они могут взаимодействовать. Точно так же между деревом и металлом (противоборствующие стихии, так как металл рубит, сильно ограничивает дерево) есть посуда, порождающая взаимодействие.
Следующая стихия – металл. Тут можно призадуматься о том, что же такое металл в чаепитии? – Функцию металла в чаепитии берёт на себя человек, другой металл в чаепитии не используется. Связь человека с металлом не лежит на поверхности, ее объяснение требует времени, поэтому мы сейчас этот вопрос оставим. Скажем только, требование сосредоточенности человека во время церемонии есть требование аналога с упорядоченностью металла.
Последняя стихия, конечно же, вода. Вода должна быть особенная, специальная для чая (ко всем стихиям есть свои особые требования). Можно даже перед этим помедитировать, особенно, если готовишь церемонию гостям. В этом и было мастерство чайных мастеров, из-за того они высоко ценились правителями и получали за это большие гонорары.
Философия чайной церемонии заключается в том, что она повторяет высшее устройство мира, высший план. Она как бы слепок Божественной задумки, поэтому она должна быть возвышенной.
— Ну и последний вопрос, Наталья. Куда пойти учиться на чайного мастера?
— Учиться всегда лучше у первоисточника, там, где родилось это явление, эта система знаний — в Китае. Там создаётся такая атмосфера, такой дух, который приятно будет ощутить. Но такое обучение не всегда возможно. Если же говорить о России, то сейчас во всех крупных городах России есть школы чайного мастерства, именно китайского. Нужно пройти несколько ступеней обучения, например, ступень, чтобы почувствовать саму высокую энергию, саму философию этого действа и заваривать чай для себя. Другая ступень – работать в чайном клубе. Третья ступень – уже проводить чайные церемонии высокого уровня.
Если выбираешь чайного мастера, нужно посмотреть, чтобы это был опытный человек. Как правило, это видно, если люди занимаются чаем двадцать лет. Сейчас в Москве хорошие чайные мастера.
— Можете закончить наше интервью тремя словами?
— «Если бы чайной церемонии не было, её бы стоило выдумать!»
— Спасибо!
Интервью записала Э. Набиева,
студентка 2 курса РГСУ по направлению «Философия»