«Нужно было делать это 10 лет назад». Казахстанский эксперт – о сделке со «Сбером» по развитию госуслуг
В ходе Восточного экономического форума премьер-министр Казахстана Аскар Мамин и глава российской корпорации «Сбер» Герман Греф подписали меморандум о сотрудничестве по внедрению в Казахстане цифровой платформы GovTech. Детали стали известны не сразу, и сделка вызвала много домыслов, которые пришлось опровергать казахстанским властям. Самым популярным стал страх, что персональные данные граждан станут доступны российской компании. Почему это невозможно и что стоит за сделкой «Сбербанка» с казахстанским правительством, корреспонденту «Евразия.Эксперт» пояснил глава Интернет ассоциации Казахстана Шавкат Сабиров.
– Шавкат Умарович, насколько оправданы переживания относительно того, что Казахстан якобы продает России персональные данные своих граждан?
– «Украдут нашу персональную информацию» – это из серии переживаний наших «диванных» экспертов, которые часто выступают специалистами по всем неясным вопросам. На самом деле «Сбербанк» не дойдет до наших персональных данных. Сначала выбирается платформа, затем различные решения, пригодные для нашего государства, затем строится система, тестируется. И когда будут закончены все работы, только после этого встает новый этап развития – миграция баз данных. Другими словами, «переезд» данных со старой на новую базу. На этапе миграции данных работают только казахстанские разработчики.
Как видно из опубликованных документов, банк предлагает нам платформу «Platform V», на базе которой предлагаются решения для государственной цифровой трансформации. И уже затем начнется реализация всех существующих государственных услуг на основе единой платформы.
– Как Вы думаете, на чем основывается выбор именно «Сбербанка» в качестве партнера?
– В первую очередь, это политическое решение руководства страны. Президент Касым-Жомарт Токаев ведь отметил стратегическую важность этого проекта. «Сбербанк» поднял проект на высоту двух президентов – РФ и Казахстана. Речь, прежде всего, идет о кредитной линии, которую предоставит «Сбербанк», поскольку свободных денег в государстве сейчас нет. А с точки зрения вложений банка как инвестиций понятно, что этот проект рассчитан не на один год. И Казахстан в данном случае выступает как тестовая технологическая площадка.
– Насколько проект выгоден Казахстану?
– Сейчас сложно прогнозировать, как «Platform V» будет работать для государственной трансформации, и, в частности, для оказания госуслуг. Нужно понимать, что платформа новая, реального опыта работы с государственными информационными системами нет. Что касается выбора казахстанской компании BTS Digital, то это молодая компания, ей всего два или три года. По сути, новичок на рынке. Но я думаю, здесь в выборе куда большую роль сыграл тот, кто стоит за этим ТОО. Опыт работы этой компании заключался только в скупке продвинутых проектов и их развитии. Согласитесь, это большая разница с трансформацией государственных органов и предоставлением электронных услуг.
– За этим ТОО стоит группа компаний ERG с долей правительства в 40%.
– Это означает, что за проектом стоят очень приличные деньги. Эта группа давно скупает все, что есть на рынке: «Касса24», затем Aitu. Посмотрим, что будет дальше.
– Скептики говорят о рисках для надежности портала электронного правительства…
– Навредить в нашем случае достаточно сложно хотя бы потому, что при выборе таких платформ они создаются с нуля, на пустом месте. Потом на базе платформы строится система, выстраиваются приложения, устанавливаются связи. По сути, мы будем иметь две системы: старую и новую. Поэтому вмешательство в работу портала электронного правительства исключено. Повторю еще раз, пока это только мои прогнозы. А как в реальности проект будет реализован, знают только в Нур-Султане. Информации все еще слишком мало.
На самом деле то, к чему сейчас привлекают «Сбербанк», нужно было делать 10 лет назад, когда работало огромное количество информационных систем, требовавших единообразия и платформенности. Чтобы было легче и проще ими управлять, создавать новые услуги и работать по-новому.
В 2013 г. АО «Национальные информационные технологии» предложило внедрить в Казахстане платформу G-Cloud. Речь шла о строительстве системы электронных госуслуг на облачном сервисе. На проект было выделено, по-моему, около 3 млрд тенге [около $7 млн – прим. ЕЭ]. Поэтому, когда в 2021 г. Министерство цифрового развития заявило, что стоит выбор платформы, на которой необходимо строить цифровое государство и электронное правительство, для меня это стало хорошей новостью.
Не сомневаюсь, что за $500 млн, в которые оценивается проект, банк найдет специалистов в области государственной трансформации и электронных услуг. Но, на мой взгляд, изначально все участники планируемой трансформации электронного государства должны быть специалистами в этой области и очень хорошо знать казахстанскую систему государственного управления и электронного правительства.
– Какие проблемы казахстанского электронного правительства предстоит решить?
– За годы существования электронного правительства из-за полунезависимости всех его систем проблемы сервиса только накапливались, потому что все новые услуги, которые в него добавлялись – даже пресловутые 42500 тенге [~$100] помощи во время пандемии, удаленное получение электронной цифровой подписи – делались заплатками. Вовсе не потому, что эксплуатируют систему некомпетентные специалисты. А потому что сама система изначально не позволяла быстро вносить изменения, создавая новую государственную услугу на таком же уровне, какими были самые первые электронные услуги.
Первоначальные разработчики государственных баз данных даже представить себе не могли, что в 2021 г. будет такая нагрузка. Поэтому, когда министр цифрового развития Багдат Мусин говорит, что сегодня для создания новой услуги нужно перелопатить половину электронного правительства, это действительно так. Вполне возможно, что стороннюю коммерческую структуру пригласили в проект только по той причине, что утрачено доверие к казахстанским специалистам.