О мобилизации сотрудников полиции, Росгвардии, МВД, ФСИН, противопожарной службы и прочих силовых ведомств. Последние новости
О мобилизации сотрудников полиции, Росгвардии, МВД, ФСИН, противопожарной службы и прочих силовых ведомств. Последние новости
О мобилизации сотрудников полиции, Росгвардии, МВД, ФСИН, противопожарной службы и прочих силовых ведомств. Последние новости
А могут ли мобилизовать сотрудников полиции, Росгвардии, противопожарной службы и прочих силовых ведомств? Если да, то почему это до сих пор не произошло?
В Госдуму внесен законопроект, в котором определяется кого надо призывать в первую очередь по частичной мобилизации, а кому предоставить отсрочку
Фракция «Справедливая Россия — За правду» внесла в Госдуму законопроект, которым предлагается отменить отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации для сенаторов и депутатов Думы. Об этом сообщил лидер справороссов Сергей Миронов.
«Предлагаю отменить отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации сенаторам Совета Федерации и депутатам Государственной думы. Законопроект по данному вопросу внесен на рассмотрение Госдумы. Считаю, что отсрочка для сенаторов и депутатов должна предоставляться на общих основаниях. Никаких поблажек быть не должно», — написал он в своем Telegram-канале.
Кого надо призывать в первую очередь по частичной мобилизации
Также политик сообщил, что документом предлагается ввести норму, согласно которой в первую очередь должны призываться на военную службу в рамках частичной мобилизации сотрудники Росгвардии, СВР, ФСБ, военной прокуратуры, СКР, воинских подразделений федеральной противопожарной службы, спасательных воинских формирований, а также уволенные с военной службы и зачисленные в запас Вооруженных сил РФ.
В законопроекте нашей партии «Справедливая Россия – Патриоты – За правду» также указаны категории граждан, которых, по мнению авторов инициативы, необходимо призывать на военную службу по частичной мобилизации в первую очередь.
Это сотрудники Росгвардии, СВР, ФСБ, военной прокуратуры, Следственного комитета, воинских подразделений федеральной противопожарной службы, спасательных воинских формирований, уволенных с военной службы и зачисленных в запас ВС РФ.
В теории закон не запрещает мобилизацию сотрудников силовых ведомств. Они, как и остальные граждане, состоят на воинском учете и имеют военно-учетные специальности. А у отслуживших в армии есть воинские звания. Но с мобилизацией силовиков не все так просто.
Освобождены ли силовики от мобилизации
У сотрудников силовых ведомств нет привилегий при мобилизации. По закону призывают граждан, которые находятся в запасе, — это, например, и отслужившие срочную службу, и альтернативщики. Главное условие: у человека не должно быть права на отсрочку.
ст. 52 закона «О воинской обязанности и военной службе»
ст. 18 закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ»
Ни в одном законе не предусмотрено отсрочек при мобилизации для силовиков. А вот порядок воинского учета у них свой и может отличаться в зависимости от ведомства.
Особые правила воинского учета силовиков
Термин «сотрудники силовых ведомств» скорее бытовой. Полного перечня таких ведомств не существует. Обычно под силовиками понимают всех, кто носит форму и погоны, имеет специальные и воинские звания.
С точки зрения закона особые правила воинского учета есть у тех, кто проходит службу:
- в органах внутренних дел. Речь идет не только о сотрудниках полиции — в системе МВД проходят службу и те, кому присвоены специальные звания юстиции и внутренней службы;
- войсках Росгвардии;
- государственной противопожарной службе;
- учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
- федеральной службе судебных приставов.
пп. 35—38 положения о воинском учете
Речь именно о служащих. Если человек работает, например, по трудовому договору и не имеет специального или воинского звания, то особые правила воинского учета на него не распространяются.
Учитывают сотрудников перечисленных выше ведомств военные комиссариаты по месту жительства или месту пребывания. Но если обычный гражданин сам обязан явиться в военкомат, чтобы встать на учет, то условный полицейский ходить туда не должен: его руководство направляет в военкомат мотивированное ходатайство о постановке на воинский учет с приложением именного списка сотрудников.
Документы воинского учета силовиков хранятся отдельно от документов остальных граждан в опечатанном сейфе. Список сотрудников военкомата, которым можно работать с такими бумагами, утверждает приказом военный комиссар.
Весь особый порядок работает только до увольнения со службы. После силовиков продолжают учитывать, но уже как обычных граждан.
Есть еще две категории: сотрудники Службы внешней разведки и ФСБ и граждане, состоящие в запасе этих органов. Их воинский учет ведут, соответственно, СВР и ФСБ, а военный комиссариат этих людей просто не видит и не рассылает им повестки.
Означает ли это, что мобилизация силовиков невозможна
Нет закона, который запрещал бы рассылать повестки, например, сотрудникам полиции или росгвардейцам. Но их мобилизация требует отдельного решения о призыве. А оно нужно не всегда. Как это работает, проще объяснить на примерах.
Допустим, школьный учитель когда-то служил в армии, имеет военно-учетную специальность и состоит на воинском учете. Чтобы призвать его по мобилизации, нужно:
- Вручить ему повестку лично и под подпись.
- Организовать медкомиссию, определить степень годности к службе. Если учитель не годен, в армию его не заберут.
- Если годен — организовать отправку в войска. Организовать обучение, выдать форму и оружие.
Другой пример — сотрудник Росгвардии. Он ежегодно проходит диспансеризацию, которая подтверждает его годность к службе по состоянию здоровья. Государство уже выдало ему форму, закрепило за ним оружие, он регулярно выезжает на стрельбище. И если для отправки учителя куда-либо военком должен его найти и вручить повестку в установленном законом порядке — лично и под подпись, то сотруднику Росгвардии для этого нужен только приказ начальника. Искать росгвардейца, чтобы вручить приказ, не надо: это можно сделать по месту службы. Отказаться от исполнения он не может, так как обязан выполнять приказы и распоряжения руководителей.
подп. 2 п. 1 ст. 12 закона о службе в органах внутренних дел
В чрезвычайной ситуации силовикам могут изменить режим служебного времени и возложить на них дополнительные обязанности. Так, например, при объявлении мобилизации или военного положения сотрудника Росгвардии могут командировать в другую местность или временно перевести в другое подразделение. Согласие для этого не требуется: такая норма прописана в законе.
ст. 35 закона о службе в органах внутренних дел
Отказаться без уважительных причин силовик не может, иначе его освободят от замещаемой должности, расторгнут контракт и уволят со службы. Информацию об увольнении передадут в военкомат, который сможет вручить повестку уже на общих основаниях.
Что в итоге
В теории можно мобилизовать и сотрудников силовых ведомств. Но их мобилизация требует отдельного решения о призыве. Есть более простой способ — при любой чрезвычайной ситуации возложить на силовиков дополнительные обязанности приказом начальника.
Депутаты от «Справедливой России» внесли в Госдуму законопроект, который предписывает призывать по частичной мобилизации в первую очередь силовиков, а также лишить отсрочек депутатов Госдумы и членов Совета Федерации.
— Сотрудники органов внутренних дел по желанию и так направляются в зону СВО, — говорит председатель Московского межрегионального профсоюза полиции и Росгвардии Михаил Пашкин. — Знаю, что много таких едет из столичного региона. Росгвардия уже там. Те, кто служит в Донбассе, получают командировочные.
МНЕНИЕ:
Мы видим, как проходит сейчас мобилизация — об этом пишут абсолютно лояльные власти люди. И сообщаемая ими информация говорит о том, что имеют место «перегибы на местах». Даже частичная мобилизация — крайняя мера, и если можно сначала мобилизовать силовиков, то это правильно.
Все-таки силовики имеют специальную подготовку. Кроме того, они вписаны в систему. Они мыслят в категориях дисциплины. От них в зоне СВО будет реальная польза. Тогда и задачи спецоперации на Украине будут решены быстрее и качественнее, чем если туда поступят люди неподготовленные, а порой и «некондиционные».
Резервисты, оторванные от семей, от работы, даже если и служили в армии, то довольно давно. Сейчас они IT-шники, аспиранты и т. п. Многие из них обладают тем или иным заболеванием вроде артрита или артроза. Но с больными коленями с БТРа, извините, не спрыгнешь. Сейчас ситуация на фронтах не как в 1941-м году, чтобы мобилизовывать всех подряд.
Мы все-таки надеемся, как избиратели и налогоплательщики, что государство начнет мобилизацию с себя. Тогда и другим будет легче.
Нельзя мобилизовать то, что уже мобилизовано. Все силовики носят погоны и направляются в зоны конфликтов без всякой мобилизации. За отказ в мирное время увольнение со службы, в военное — статья. Те же Росгвардейцы, ОМОН, спецназ ФСБ с первых дней участвуют в СВО на передовой, несут потери. Оперативные сотрудники выполняют задачи на освобожденных территориях. Связисты, водители, технический персонал, комендантские подразделения, даже материально-технические давно уже там, а с формированием новых органов власти командируется еще больше.
Вообще всех «силовиков» нельзя просто взять и направить на передовую.
Во-первых, вы же понимаете, что полиция, следком, погранцы, фсиновцы и прочие парни в погонах в мирное время не загорают на лужайке перед своими ведомствами, а выполняют работу по охране правопорядка. В период военных действий у силовых структур еще больше задач даже в глубоком тылу — диверсанты под видом беженцев могут расселяться по всей стране, террористы с оружием из зоны БД, попытки качнуть революцию и прочее. А с ростом экономических проблем будет и неизбежный рост преступности, причем именно «низовой» — когда обывателя будут «раздевать» в подъезде его дома. Кто этих разбойников будет ловить? Учитель или бариста? Участковых и так не хватает.
Во-вторых, было бы очень расточительно сначала готовить несколько лет опера, следователя или технаря для решения специфических задач, а потом, когда эти задачи стали как никогда актуальны, направить его в пехоту.
Что же касается якобы существенных льгот для силовиков: во всех силовых ведомствах кадровый голод, сформировавшийся в период относительно сытой жизни «на гражданке». Не удерживают людей льготы. Может не такие уж они и существенные, по сравнению с запредельными нагрузками, весьма средним, хоть и стабильным, денежным довольствием и целым ворохом ограничений. В любом случае, каждый выбирает свой путь сам. Если кто-то считает выход на пенсию после 20 лет службы и детский сад без очереди существенными льготами, то он может попытать счастья в силовых структурах.
Что говорил министр МВД Колокольцев в Госдуме о повышении зарплат и окладов в полиции и об обеспечении жильем сотрудников
Вопрос кадрового обеспечения
Владимир Колокольцев, отвечая в ходе «правительственного часа» на вопросы депутатов, заявил, что МВД не может самостоятельно решить вопрос кадрового некомплекта, который уже достиг 20 %. Причина некомплекта, по словам Министра внутренних дел, — низкое денежное содержание. Так, зарплата гражданского персонала полиции в одном из регионов Центральной России составляет 11–13 тыс. рублей при средней по региону 15 тыс. рублей, отметил он.
Председатель ГД Вячеслав Володин призвал Комитет по безопасности и противодействию коррупции, а также комитеты по контролю и по бюджету и налогам взять данный вопрос на контроль.
«Это не вопрос министра, а вопрос ГД, которая принимает бюджет, вопрос Правительства, которое вносит бюджет. Давайте с вами в обязательном порядке по итогам сегодняшнего отчета выделим темы, которые требуют парламентского контроля, а затем решения и сопровождения», — подчеркнул Вячеслав Володин.
Кроме того, Председатель ГД предложил профильным комитетам изучить целесообразность внесения законодательных изменений для усиления информационного взаимодействия полиции с организациями здравоохранения в целях соблюдения требований к выдаче оружия. Данный вопрос в ходе «правительственного часа» подняла Первый заместитель Председателя Комитета по просвещению Яна Лантратова.
Льготы для защитников Отечества
В ходе «правительственного часа» речь шла об обеспечении сотрудников правоохранительных органов жильем — очередь на его получение растянулась на десятилетия. Также депутаты обратили внимание на то, что низкие зарплаты провоцируют отток кадров.
Необходимы конкретные стимулирующие меры для решения этой проблемы, считает Председатель ГД Вячеслав Володин. Надо создавать условия для того, чтобы те, кто обеспечивает безопасность граждан — работает в правоохранительных органах, защищает свою страну, служа в армии, — получали льготы.
«Надо создать условия, которые бы мотивировали, — такие, чтобы человек понимал: он пошел защищать свою страну, отслужил в армии, после этого у него есть возможность получить льготную ипотеку, поступить в институт, получить работу», — сказал он.
Вячеслав Володин дал профильным комитетам ГД поручение также взять этот вопрос на контроль.
Состояние правопорядка в РФ
Владимир Колокольцев в своем выступлении отметил, что текущая ситуация накладывает отпечаток на организацию деятельности МВД. Так, Министерство проводит комплекс мероприятий по недопущению осложнения оперативной обстановки, личный состав ряда территорий переведен на режим усиленного несения службы, особое внимание уделяется приграничным с Украиной регионам.
Кроме того, по его словам, перед Министерством сейчас стоит важная новая задача — формирование условий для функционирования подразделений в новых субъектах России. Владимир Колокольцев также рассказал, что недружественные страны продолжают попытки раскачать ситуацию в стране: всплеск этой активности отмечался в феврале этого года — в период начала СВО, в сентябре в ряде регионов также были зафиксированы такие попытки. МВД на фоне спецоперации также отметило рост ложных сообщений о терактах. Министр подчеркнул, что осложнения обстановки не допущено.
Одним из важных направлений работы, по словам Владимира Колокольцева, остается противодействие распространению экстремизма: первоочередная задача — вывести из‑под удара молодежь. Владимир Колокольцев подчеркнул, что законодательство позволяет действовать на опережение и заранее изолировать тех, кто раскачивает ситуацию.
Говоря о борьбе с коррупцией, глава МВД сообщил, что Министерством было пресечено более 20 тыс. коррупционных правонарушений в крупном и особо крупном размере, возвращено 15 млрд рублей.
Для российских граждан чувствительна тема криминальных проявлений со стороны иностранцев, отметил Владимир Колокольцев. «Здесь мы действительно фиксируем увеличение. Сразу скажу: 80 % прироста доли преступлений — в сфере незаконного оборота наркотиков. Во многом это результат активизации деятельности правоохранительных органов», — отметил Министр. По его словам, пресечена работа 132 этнических преступных групп.
«Введение санкционных ограничений повлекло существенное снижение объемов и интенсивности контрабандных поставок наркотиков. Такая же картина наблюдалась и в период действия антиковидных мер», — уточнил Министр. По его словам, в этих условиях органы внутренних дел наращивали усилия по борьбе с распространением и пресечением производства наркотиков внутри страны.
Помимо этого МВД на фоне специальной военной операции пресекло порядка 4,5 тыс. административных правонарушений, связанных с дискредитацией Вооруженных Сил РФ. По материалам Министерства, возбуждено свыше 100 уголовных дел, уточнил глава ведомства.
В числе проблем МВД Владимир Колокольцев назвал хроническое недофинансирование, в том числе низкие зарплаты. Это, по мнению главы ведомства, провоцирует отток кадров.
Министр МВД Колокольцев выступил с разгромным докладом в Госдуме
Час мрачных прогнозов — так можно охарактеризовать выступление Владимира Колокольцева в Госдуме 19 октября. «Наступит момент, когда граждане сами будут вершить правосудие на лестничной площадке и в собственных квартирах», — заявил министр МВД, выступая перед думцами в формате правительственного часа.
Низкие зарплаты, ожидание очереди на жилье длиной в жизнь, необходимость поддержать безопасность во внутреннем контуре страны и психиатры, не выдающие стражам порядка информацию о школьных стрелках, — глава силового ведомства прошелся по всем бедам российской полиции.
Владимир Колокольцев в среду держал ответ перед депутатами в рамках правительственного часа. Хотя со стороны казалось, что он не отчитывается, а, напротив, отчитывает депутатов. В первую очередь за низкие зарплаты полицейских.
Впрочем, парламентарии и сами прекрасно все понимают, все-таки именно они утверждают бюджет.
Незадолго до выступления Колокольцева о зарплатах сотрудников полиции резко высказался депутат от КПРФ Николай Коломейцев: «Зарплата полицейских не поднималась с момента принятия закона «О полиции». Капитан полиции в Москве получает меньше, чем медсестра. Как вы будете бороться с коррупцией, если каждый прохожий может дать ему копейку и таким образом поднять ему зарплату? Человек с наганом и погонами не должен нуждаться в деньгах».
По словам Колокольцева, из-за финансовых и жилищных неурядиц в рядах стражей порядка уже не просто наметилась брешь. Там зияет дыра.
«У нас некомплект следователей и участковых в среднем 20%. Например, на Дальнем Востоке некомплект 30%. Нагрузки, низкая зарплата. Они сами увольняются. Наступит такой момент, когда граждане сами будут вершить правосудие на лестничной площадке и в собственных квартирах. Мне бы этого очень не хотелось», — заверил народных избранников министр и добил депутатов еще одним фактом: участковые, имеющие право получить жилье из специализированного жилфонда, в очереди вынуждены стоять… по 100–200 лет.
При этом фон для работы правоохранителей сейчас, мягко говоря, далек от спокойного. Как подчеркнул Колокольцев, среди новых вызовов агрессивная политика коллективного Запада и откровенно провокационный и террористический характер действий правящего киевского режима. «Личный состав ряда территорий переведен в усиленный режим. Особое внимание оказывается приграничным с Украиной территориям», — доложил парламентариям глава МВД.
Кстати, о личном составе на новых территориях. С численностью уже определились: полицейских в ЛНР, ДНР, Херсонской и Запорожской областях должно быть в идеале 52 тысячи человек. Это финальная численность, дойдут до нее не сразу. Для начала план — набрать 40 тысяч полицейских для обеспечения порядка в новых регионах страны.
Но сначала не помешает подтянуть стражам порядка зарплаты. Вячеслав Володин обещал в этом вопросе посодействовать:
«Давайте подумаем, как помочь министерству. Когда мы видим, что это проблема в том числе и наша, Госдумы, и Минфина, Минэка — надо помочь. 20% некомплект! Это вопрос не министра, а Госдумы, которая принимает бюджет, и кабмина, который вносит бюджет. Давайте вместе с вами выделим темы, которые требуют парламентского контроля и сопровождения», — призвал коллег по нижней палате Володин.
С зарплатно-жилищной темы депутаты решили увести министра в сторону…