Об «отжатых» немцами НПЗ и немецко-польских заявках на российскую нефть
Чем ближе зима, тем больше ширится разрыв между популистскими заявлениями европейских чиновников и европейской же реальностью. Лозунги типа «разорванные в клочья 2% экономики, «тоталитарные углеводороды» «молекулы свободы» уже не прокатывают.
Ведь им противоречат неработающие санкции, дырявые «потолки», деиндустриализация промышленности и всё более многочисленные акции протестов в самой Европе. Вот и получается, что после громких, на камеру, отказов и запретов на российские энергоносители, те же «запретители» нимало не стесняясь, просят Москву не прекращать продажу нефти и нефтепродуктов.
Вначале сдулась Польша, которая громче всех требовала запретить полностью импорт российских газа, нефти и угля. И если газ и уголь можно было продолжать втихаря покупать через третьи руки, заявляя при этом об полной «независимости» от Кремля, то с нефтью поляки не стали изобретать велосипед, а просто заявили, что не прочь напрямую покупать её и в 2023 году.
Крупнейшая польская государственная компания «Orlen» подала заявку российской компании «Транснефть» на прокачку в 2023 году 3 млн тонн сырой нефти, которую собирается приобрести у «Роснефти» и «Татнефти». Хотя ещё совсем недавно глава польского МИД Збигнев Рау ратовал за то, чтобы эмбарго было наложено и на поставки нефти по нефтепроводу «Дружба».
Теперь вот к гордым шляхтичам подтянулись и немцы. И Германия запросила у «Транснефти» бронь на прокачку нефти по «Дружбе» на 2023 год. Значит, как и поляки, немцы даже и не думают отказываться от российской нефти. Но где тут логика? А как же те страны Евросоюза, которые не имеют доступа к российской трубе? Риторический вопрос.
«Вот объявили, что не будут брать с 1 января у России нефть. А к нам пришли заявки сейчас от польских потребителей: «На следующий год 3 миллиона тонн дайте нам». И на декабрь — 360 тысяч тонн. И на первый квартал Германия уже подала заявку», — сказал глава «Транснефти» Николай Токарев.
Формальных ограничений на поставки трубопроводной нефти в Европу нет. Но если копнуть глубже, то поводов не поставлять нефть ни Берлину, ни Варшаве более чем достаточно. Главным является то, что и Польша, и Германия внесены в список «недружественных» для России стран. А есть ещё отжатые в результате рейдерской атаки немецких властей российские НПЗ.
Несмотря на то, что из эмбарго на российскую нефть исключены поставки по нефтепроводам, немецкий канцлер неумолим и настаивает на полном отказе от российской нефти и нефтепродуктов. И вот собственность ПАО «Роснефть» в Германии, а это три НПЗ, была отобрана без всяких компенсаций. Не повод ли это для полного прекращения каких либо поставок в Германию и Польшу.
Правда, немцы попытались оправдаться. Но получилось довольно таки неуклюже. Лучше бы промолчали. Мол, забронированные объёмы предназначались не для российской нефти. А для… казахстанской! В Министерстве экономики Германии сообщили, что их заявка не на нефть, а бронь на «транспортировку нефти, которая необходима, например, для прохождения казахской нефти».
«Берлин не делал заявку на российскую нефть в следующем году, а бронировал мощности для возможного транзита нефти из Казахстана», -сообщили в пресс-службе Минэкономики ФРГ.
Тут немцы напустили туману, надеясь, что народ «съест». Действительно, раньше казахская нефть могла поступать в российские трубопроводы. Но только не чистая. Её смешивали с тяжёлой нефтью из месторождений Татарстана и Башкортостана, доводя до нужной кондиции. А чисто казахстанская нефть идёт в Европу сперва по КТК и потом морем через новороссийский порт.
И как они себе представляют прокачку казахстанской нефти через «Дружбу»? Там ведь продольной перемычки нет. Порциями? День одну, день другую? А на смешивание нефти не согласны нынешние хозяева казахстанских месторождений — американцы, англичане, канадцы… Кто там ещё?
Нет уж. Пора прекращать эту «дружбу». Сказали — эмбарго, значит эмбарго! А нам нужно поставлять не сырую нефть, а концентрировать перерабатывающее производство именно в своей стране. За рубеж же поставлять нефтепродукты: бензин, дизель, мазут, авиатопливо и прочее.
А те НПЗ, которые у нас «отжали» не принесут никакой пользы ни немцам, ни итальянцам. Из-за дорогого сырья, дорогой логистики они рано или поздно обанкротятся, и их по дешёвке приобретут европейские партнёры по бизнесу — американские компании. И поделом! С чем боролись, на то и напоролись.