Обязательную отработку теперь предлагают учителям и агрономам: страна окончательно лишится и тех, и других
data-testid=»article-title» class=»content—article-header__title-3r content—article-header__withIcons-1h content—article-item-content__title-eZ content—article-item-content__unlimited-3J» itemProp=»headline»>Обязательную отработку теперь предлагают учителям и агрономам: страна окончательно лишится и тех, и других2 дня назад2 дня назад19053 минОглавление

«Стране нужны врачи в селе. Нужны учителя. Нужны агрономы. Но вместо того чтобы создавать условия, чиновники предлагают просто привязать их к рабочему месту. Это не реформа — это отчаяние», — так один из экспертов прокомментировал новую волну инициатив об обязательной отработке.
Вслед за медиками, которых с 2025 года законодательно обязали отрабатывать три года в государственных клиниках, под прицелом оказались педагоги и аграрии. Логика проста: раз добровольно в школы и село никто не едет, значит, надо направить принудительно. Но к чему приводит такая логика на практике?
Медицинский прецедент: «Почему для нас — только кнут?»
«Взять, к примеру, сферу IT — мы видим, как государство их поддерживает с помощью “пряника”. Но для нас же, медиков, почему-то избрали метод кнута», — возмущается Михаил Шеин, выпускник РНИМУ им. Пирогова.
Его поддерживает Ирина Карлина, выпускница Первого МГМУ им. Сеченова: «Почему, когда в стране вдруг стало не хватать IT-специалистов, для них ввели льготные ипотеки, зарплаты свыше 200 000 рублей, отсрочку от армии… а когда в стране настал дефицит медицинских кадров, мы получаем только ограничения и штрафы?»
Григорий Ройтберг, президент АО «Медицина», предупреждает: «Если просто обязать выпускников работать в госбольницах, но не создать условий для профессионального роста, качественной наставнической среды и достойной оплаты, результат будет обратным — мы потеряем мотивацию и приток абитуриентов в профессию. Принуждение не формирует качество».
А вот ректор Самарского ГМУ Александр Колсанов видит в этом плюсы: «Главное преимущество закона — это гарантированное место трудоустройства… Здесь выпускники смогут работать с самыми разными клиническими случаями».
Но опрос 15 выпускников медвузов, проведенный Forbes, показывает иную картину: ни один из них не верит, что эта мера снизит дефицит кадров. Большинство заявили, что отказались бы от поступления, знай они о таком правиле заранее.
Учителя и агрономы: «Закон о тунеядстве» для выпускников
Теперь та же логика добралась до других отраслей. Депутат Олег Бугаков в Новосибирской области предлагает радикальное решение: выпускникам аграрных вузов вменить 5 лет обязательной отработки. «Иначе диплом должен аннулироваться».
А глава думского комитета по обороне Андрей Картаполов считает, что выпускников педвузов надо обязать три года отработать в кадетских учреждениях.
При этом сами представители сферы говорят о совершенно других проблемах. Ректор аграрного вуза – Евгений Рудой прямо заявляет: «Первое, что спрашивают молодые специалисты, прежде чем ехать в удаленные села, есть ли там интернет?». Для привлечения кадров, по его словам, нужна зарплата выше городской, доступность образования, медицины и досуга.
К чему это приведет? Экспертный вердикт
1. Профессия станет запасным аэродромом для неудачников. «В эти вузы и сейчас мало кто идет, а те, кто идет, имеют весьма посредственные баллы. То после такого вузы вообще останутся без абитуриентов», — звучит в обсуждениях. Принудиловка окончательно убьёт мотивацию талантливых школьников идти в педагогику или агрономию.
2. Качество рухнет. Специалист, отрабатывающий повинность, не будет стремиться к инновациям. «Они будут исполнять обязанности из-под палки, следовательно, упадет и качество», — прогнозирует один из анонимных врачей в материале Forbes.
3. Это тупик. Проблема не в том, что выпускники «не хотят», а в том, что им негде жить, не на что жить и нечего делать в глубинке. Администратор Telegram-канала «Поясни за мед» Иван Давыдов поясняет, как закон усложняет жизнь: чтобы избежать наставничества, врачу придется заново сдавать тяжелейший экзамен. Это не стимул — это наказание.
4. Если в педагогические и аграрные вузи и сейчас недобор, а те, кто туда идет, не отличаются высоким баллом, то после введения обязаловки, поток абитуриентов может совсем иссякнуть.
Государство стоит на распутье. Один путь — сложный, затратный, но системный: инвестиции в инфраструктуру, достойные зарплаты, жильё, создание современной среды в сёлах и школах.
Другой путь — простой, дешёвый для бюджета, но разрушительный: административное принуждение, «закрепощение» выпускников, штрафы и угрозы аннулирования дипломов.
Пока, судя по новым инициативам, чиновники всё чаще выбирают второй. Результат предсказуем: краткосрочное заполнение вакансий ценой долгосрочной деградации целых отраслей. Как сказал один из респондентов Forbes, «делать это насильно — не решение проблемы». Это её усугубление. И платить по этому счёту придётся всем нам — качеством еды, здоровьем детей и уровнем их образования.