«Обилечивание» как ремесло: почему штрафы в России стали квазиналоговым платежом

«Обилечивание» как ремесло: почему штрафы в России стали квазиналоговым платежом

Во всех регионах России к концу 2020 года насчитывалось 15 тыс. стационарных и 3,6 тыс. передвижных комплексов фото- и видеофиксации дорожных нарушений. Для сравнения: в зоне текущей спецоперации ВС РФ к концу 2021 года было 400 камер фиксации нарушений ПДД, а к 2024 году их количество планировали увеличить до 2050.

Если бы у киевской власти всё пошло по плану, то к концу 2024 года на Украине было бы в 9 раз меньше камер, чем в России образца 2020 года. Если считать по факту, то в конце 2021 года на дорогах Украины было 46,5 раза меньше камер, чем в России. А до 2030 года в России на расширение парка камер планировали выделить 28,7 млрд рублей

В России штрафы за нарушение ПДД успели стать чем-то похожим на квазиналог. К этой категории, правда, штрафы не относят, так как они являются безвозмезными платежами, но для ряда граждан России оплата штрафов превратилась в рутинное дело и её вполне можно закладывать как в семейный бюджет как обычную строку расходов.

«Обилечивание» как ремесло: почему штрафы в России стали квазиналоговым платежом

Для понимания размеров сумм выписанных штрафов: 71,3 млрд в 2015 году – это примерно 3,8 тыс. вертолётов авиалесохраны или выплата 10 155 рублей на всех детей в возрасте до 16 лет.

Собираемые ГИБДД штрафы поступают в региональные дорожные фонды и используются для ремонта дорог. Поэтому зачастую между коммерсантами и властями сложилось государственно-частное партнёрство: первые ставили камеры, а вторые часто усложняли схемы дорожного движения, делая их неудобными для водителей, чем провоцировали их нарушать ПДД. К слову, эту проблему официально признала Генпрокуратура.

Вот яркий пример из Нижегородской области: с 21 по 26 августа 2021 года с помощью камер ГИБДД вынесла более 6,5 тыс. штрафов за превышение скорости на общую сумму более 4,2 млн рублей. При этом на самом деле нарушений не было, но, будучи неправильно закрепленным, комплекс определял скорость некорректно.

Впрочем, абсолютное большинство штрафов, уверен, выписали за реальные нарушения.

Однако были и занятные практики: 14 апреля Ростовский суд арестовал 25 «богов фотошопа» – ОПГ с участием сотрудников ГИБДД, которые выписывали штрафы на основании отредактированных в фотошопе снимков автомобилей, заработав так с 2017 по 2022 годы 14 млн рублей.

В 2018 году президент Татарстана Рустам Минниханов высказывался за отмену 50% скидки на оплату штрафов через «Госуслуги» – регионам выгодны нарушения ПДД. К слову, не исключено, что скидка как раз и является фактором, предотвращающим бунт автомобилистов. Поэтому неудивительно, что периодически не самые умные чиновники предлагают штрафовать водителей за превышение средней скорости, но находятся чиновники поумнее, которые не дают хода этой инициативе.

Так что почему же в России сложилась штрафономика? В 2018 году каждый автомобилист Москвы и Подмосковья должен был заплатить 5627 рублей штрафов. Это деньги, которые нужно закладывать в неизбежные расходы при эксплуатации автомобиля.

А ведь есть ещё масса других штрафов, например, попробуйте признаться в паспортном столе, что живёте не по месту регистрации и вас наверняка «обилетят».

В общем, штрафономика есть и с ней пора завязывать: есть множество других способов снизить количество ТП на дорогах и приучить граждан к порядку. А сейчас, когда реальные располагаемые доходы граждан сильно упали, штрафономику так вообще необходимо сворачивать чтобы лишний раз не злить людей.

К слову, в ГД подготовлен законопроект по ограничению использования дорожных камер: все камеры проверят на соответствие новым правилам, а те, что не будут им соответствовать, отключат. Если его оперативно примут, то заработает он уже с 1 марта 2023 года.