Оборонная промышленность Турции переживает спад
Согласно недавно опубликованным данным, доходы турецкой оборонной промышленности в прошлом году значительно снизились.
В последние годы оборонная промышленность Турции стала восходящей звездой в экономике страны, привлекая как состоявшихся предпринимателей, так и новичков. Проправительственные бизнесмены – особенно те, кто стремится приблизиться к президенту Реджепу Тайипу Эрдогану, – ведут ожесточенную борьбу за место в секторе, где политические дивиденды столь же высоки, как и экономические.
Однако недавно опубликованный отчет Ассоциации производителей оборонной и аэрокосмической промышленности (SASAD), который многие считают самым надежным и наименее политически загрязненным обзором сектора, показывает, что рост отрасли по-прежнему подвержен внешним неблагоприятным факторам и политическим рискам.
В отчете, который подводит итоги работы отрасли в 2020 году, в качестве причины снижения ряда ключевых показателей отрасли называются экономические последствия пандемии COVID-19. Оборот сектора снизился на 18,6% и составил около $8,9 млрд по сравнению с $10,8 млрд в 2019 году. Доходы от продаж за рубежом составили около $2,3 млрд, снизившись на 26,1% по сравнению с почти $3,1 млрд в 2019 году. Расходы на исследования и разработки снизились на 25,7% до $1,2 млрд с $1,6 млрд в предыдущем году. Импорт также снизился, сократившись на 30% до $3 млрд. В целом, цифры показывают, что в 2020 году оборонная промышленность Турции сократилась на одну четверть по сравнению с предыдущим годом. Подъем отрасли начался в 2015 году, когда ее оборот составлял около 5 млрд долларов. К 2019 году оборот отрасли удвоился. Прошлогодний спад вернул этот показатель на уровень 2018 года.
Влияние пандемии трудно оспорить, но в отчете упущен другой важный фактор: санкции, которые Соединенные Штаты наложили на Турцию в связи с покупкой ею у России систем ПВО С-400. В июле 2019 года Вашингтон исключил Турцию из совместной программы истребителей F-35, а в декабре 2020 года последовали санкции в соответствии с Законом о противодействии противникам Америки через санкции (CAATSA).
Турецкая оборонная промышленность в значительной степени зависит от сырья и промежуточных продуктов из США, хотя достаточные запасы ограничили воздействие санкций в прошлом году. Однако Анкара прекрасно понимает, что их воздействие усугубит ситуацию, поскольку запасы продолжают истощаться. Это одна из причин, лежащих в основе усилий Анкары по исправлению ситуации и снисканию благосклонности Вашингтона, включая усиление ее роли в Афганистане.
Спор вокруг С-400 и связанные с ним санкции не остались без последствий для турецкой оборонной промышленности в прошлом году. Во-первых, кризис повысил премию за риск в этом секторе, отбив у иностранных компаний желание вести дела с турецкими партнерами, а у иностранных кредиторов – финансировать турецкие компании. Во-вторых, санкции CAATSA ударили по импорту военной и гражданской авиации из США, а также по их экспорту в другие страны.
Военный сектор и сектор гражданской авиации, которые в значительной степени зависят от американских комплектующих, внесли в прошлом году в оборот турецкой оборонной промышленности около 2 млрд. долларов и 1,3 млрд. долларов соответственно, что составляет 37% от общего объема.
Следует отметить, что объем новых заказов, полученных турецкими оборонными компаниями, также снизился в прошлом году. Их общая сумма составила около $6,2 млрд, что на 42% меньше по сравнению с $10,7 млрд в 2019 году. С точки зрения технологических сегментов, гражданская авиация и наземные системы возглавили список, за ними следуют военная авиация и военно-морские системы.
По сравнению с оборотом, производители в секторе, похоже, имеют деловой потенциал менее чем на год, что означает, что им необходимо сосредоточиться на обеспечении новых заказов, особенно от иностранных покупателей.
Другими словами, турецкая оборонная промышленность, перед которой сейчас стоит задача поддержания своего развития после первоначального бума, рискует оказаться в стагнации и, возможно, продолжит сокращение, если ей не удастся расширить свои внешние рынки. Увеличение экспорта – единственный способ преодолеть прошлогодний спад и обеспечить устойчивое развитие отрасли в ближайшие годы.
Основным недостатком отрасли остается ее сильная зависимость от импортных ресурсов, о чем свидетельствует тот факт, что стоимость импорта и экспорта более или менее эквивалентна. Это означает, что любые усилия по увеличению экспорта приводят к увеличению импорта, что сродни росту на стероидах. Такой рост, зависящий от импорта, несомненно, подвержен политическим и другим рискам.
Американские и европейские производители возглавляют список иностранных поставщиков отрасли, причем в некоторых отраслях их доля достигает 80%. Например, в сегменте наземных систем, согласно отчету, на импорт из США и Европы приходится 83% от 451 млрд долларов импорта в этой категории в 2020 году. Аналогично, 67% из 624 млн долларов импорта, предназначенного для продукции военной авиации, приходится на США.
В определенном смысле зависимость турецкой оборонной промышленности от американских и европейских поставщиков служила якорем, удерживающим Турцию в западном блоке безопасности, независимо от того, насколько охотно правительство Эрдогана могло бы повернуться на Восток и открыться для азиатских рынков. Пострадав как от пандемии, так и от санкций CAATSA, турецкие оборонные компании уже бьют тревогу по поводу истощения запасов ключевых ресурсов. Для продолжения производства им необходимо сырье и промежуточные продукты из США и Европы. Анкара может быть очень обеспокоена этой зависимостью, но у нее почти нет шансов избавиться от нее, по крайней мере в течение десятилетия. Недавние попытки Эрдогана помириться с Соединенными Штатами и другими членами НАТО являются признанием этой реальности, наряду с другими трудностями внешней политики.
Снижение расходов на исследования и разработки в турецкой оборонной промышленности – еще один тревожный знак для Анкары в отношении будущего сектора.