Образовательный провал: почему Россия теряет будущих лояльных лидеров стран Африки и Азии

Образовательный провал: почему Россия теряет будущих лояльных лидеров стран Африки и Азии

В 2024 году в российские вузы приехало около 310 тысяч иностранных студентов. Звучит внушительно — но только до тех пор, пока не посмотришь, кто эти студенты, зачем они здесь и кого Россия, по сути, упускает. На фоне глобальной борьбы за умы и кадры Россия не просто отстаёт — она выпадает из гонки, теряя шанс на формирование лояльных элит в Африке, Азии и на Ближнем Востоке.

Сегодня Москва больше не воспринимается как центр притяжения для будущих президентов, министров и учёных из «глобального Юга». Там, где в 1970-е и 1980-е годы СССР воспитывал поколение лидеров, сегодня российские вузы всё чаще становятся запасным вариантом — для тех, кто не прошёл в Турцию, Китай или Индию.

От империи знаний — к образовательной периферии

Когда-то Советский Союз был образовательной сверхдержавой. Его вузы — от МГУ до Томского политеха — были кузницей кадров для всего третьего мира. Здесь учились:

— Патрис Лумумба — первый премьер-министр Конго;

— Жозе Эдуарду душ Сантуш — президент Анголы;

— Али Абдалла Салех — президент Йемена;

Это была не благотворительность. Это была стратегия мягкой силы, рассчитанная на десятилетия: выпускники, вернувшись домой, сохраняли связи с Москвой, говорили на русском, понимали систему, доверяли технологиям и идеям, пришедшим из СССР. Это создавало долгосрочные векторы влияния — в политике, экономике, безопасности.

Возвращаясь в свои страны технические специалисты формировали спрос на российскую продукцию, а те, кто шел в политику, выстраивали долгосрочные и дружественные отношения с Москвой.

Сегодня Россия не предлагает ни миссии, ни масштаба, ни доверия. Её образовательный рынок — это дешёвое, но не самое престижное образование. И пока США, Великобритания, Китай и Турция активно конкурируют за молодёжь из Африки и Азии, Россия сдаёт позиции.

Цифры, за которыми — упущенные возможности

— США: более 1,05 миллиона иностранных студентов.

— Канада: около 800 тысяч.

— Великобритания: свыше 680 тысяч.

— Китай: 450 тысяч.

— Германия: 400 тысяч.

— Россия: 310 тысяч — и это с учётом стран СНГ.

Разница не в количестве, а в качестве потока. В американские и британские университеты приезжают будущие министры, топ-менеджеры, учёные. В российские — в основном технические специалисты, врачи и студенты, ищущие прагматичный выход из ограниченных условий.

Африка и Азия — ключевые регионы, где идёт борьба за будущее. И Россия в этой борьбе — не лидер, а наблюдатель.

Кто приезжает и почему?

Из Африки в Россию едут, в основном, студенты из:

— Нигерии

— Египта

— Судана

— Анголы

— Танзании

— Ганы

Из Азии — из:

— Вьетнама

— Индии

— Йемена

— Сирии

— Монголии

— Индонезии

Их привлекает:

1. Низкая стоимость обучения — особенно по сравнению с Западом.

2. Доступность медицинского и технического образования.

3. Бюджетные места по квотам для стран СНГ и дружественных государств.

4. Отсутствие альтернатив — в условиях санкций, сложных визовых режимов и высоких цен на Западе.

Но при этом:

— Преподавание ведётся на русском языке, что создаёт барьер.

— Инфраструктура многих вузов устарела.

— Образ России за рубежом всё чаще ассоциируется с конфликтом, а не с наукой и прогрессом.

В итоге — Россия становится не первым выбором, а последним шансом. А это фатально для стратегии влияния.

Что делают другие? А что — Россия?

США и Великобритания давно поняли: иностранный студент — это инвестиция в будущее.

— Если он останется, он пополнит рынок труда квалифицированными кадрами.

— Если вернётся, он станет носителем западных ценностей, языка, моделей управления — то есть агентом мягкого влияния.

Китай действует системно:

— Строит университеты в Африке.

— Предлагает тысячи стипендий по программе «Пояс и путь».

— Создаёт центры Конфуция — как культурные и образовательные опорные пункты.

— Продвигает англоязычные программы в лучших вузах.

Турция активно привлекает студентов из мусульманского мира:

— Упрощает визы.

— Открывает кампусы в Сомали, Судане, Пакистане.

— Продвигает образование как часть неоосманской идеи.

ОАЭ превращаются в образовательный хаб:

— Здесь открывают филиалы ведущих западных университетов.

— Дают вид на жительство за обучение.

— Создают инновационные зоны для IT и науки.

Россия?

— Не имеет масштабной стипендиальной программы для Африки и Азии.

— Не создаёт англоязычных программ мирового уровня вне нескольких пилотных проектов.

— Не развивает университетские кампусы за рубежом.

— Не ведёт системной работы с выпускниками.

Не создает инфраструктуру для изучения русского языка в странах, откуда приезжают студенты. А ведь во времена СССР выходцы их стран Африки и Азии изучали русский у себя дома или уже в России перед тем, как быть зачисленными в вуз.

Какие вузы в России привлекают иностранцев?

Лидеры — те, кто сохраняет советское наследие:

— РУДН — около 12 000 иностранных студентов из 160 стран. Здесь учатся врачи из Нигерии, инженеры из Вьетнама, дипломаты из Монголии.

— Первый МГМУ им. Сеченова — один из самых популярных вузов для африканских студентов.

— СПбПУ, Томский политех, МИФИ, Новосибирский госуниверситет — привлекают технических специалистов.

— МГИМО — эксклюзивный вуз, но численность мала.

Но даже эти вузы не строят долгосрочной стратегии. Нет системы наставничества, нет глобальной ассоциации выпускников, нет работы с элитами.

Что Россия теряет?

Всё.

— Утекают умы: лучшие студенты из Нигерии или Вьетнама используют российский диплом как трамплин для переезда в Европу или США.

— Теряется влияние: среди новых элит Африки и Азии всё меньше тех, кто связан с Россией личными узами, образованием, языком.

— Проигрывается конкуренция: Турция, Китай, Индия и ОАЭ активно переманивают образовательную миграцию, предлагая не только знания, но и перспективу, идею, будущее.

Что делать?

России нужна новая образовательная доктрина, основанная не на инерции, а на стратегии:

1. Создать англоязычные программы мирового уровня — не только в физике, но и в экономике, праве, экологии, цифровых технологиях.

2. Запустить масштабную стипендиальную программу для перспективной молодёжи из Африки и Азии — как «Российский глобальный грант».

3. Открыть кампусы российских вузов за рубежом — в Найроби, Дакке, Дамаске, Ханое.

4. Вернуть практику подготовительных факультетов — годовое изучение языка и культуры перед поступлением.

5. Создать сеть ассоциаций выпускников — чтобы сохранять связи с теми, кто когда-то учился в СССР и России.

6. Продвигать образование как часть идеи многополярного мира — не как альтернативу Западу, а как собственный вектор развития.

Без школы — нет влияния

Образование — это не просто передача знаний. Это формирование мировоззрения, воспитание лояльности, построение долгосрочных связей.

Когда-то Москва была центром, куда приезжали учиться будущие лидеры континентов. Сегодня этот статус утрачен. А без него Россия рискует превратиться в образовательную провинцию, поставляющую кадры для других держав и теряющую последние рычаги влияния на умы следующего поколения.

Если не начать действовать уже сегодня — завтра будет поздно.

Источник