Обзор безопасности Великобритании: Последствия для России…
Комплексный обзор британского правительства подразумевает, что не может быть никакого сотрудничества с Москвой до тех пор, пока российское правительство не изменит свою политику фундаментальным образом или не будет заменено правительст- вом с совершенно иной политической повесткой дня.
Комплексный обзор по вопросам безопасности, обороны, развития и внешней политики, опубликованный британским правительством в конце марта, является самым замечательным документом: новаторским, персп — ективным и всеобъемлющим.
Наряду с сильным акцентом на невоенные инструменты внешней полити-ки, Великобритания планирует крупнейшие инвестиции в оборону со времен окончания холодной войны и существенный рост своего арсенала ядерного сдерживания. В качестве шаблона для современной стратегии это полезная модель для структурирования взаимодействия стран в глобализированном мире.
Общее впечатление от Комплексного обзора состоит в том, что важные изменения в документе мало что меняют в основной внешнеполитической ориентации Соединенного Королевства. Обзор описывает Великобритан-ию в первую очередь как торговую страну, которой, конечно, она всегда была.
Существует явный акцент на науке и технике, что является признаком времени. Британская мягкая сила, всегда впечатляющая, должным обра-зом подчеркивается. Недавно оторванная от Европейского Союза Велико-британия далеко не одинока: ее жизненно важные отношения с Соедин-енными Штатами — как на двусторонней основе, так и через НАТО — стали еще крепче.
В области геополитики Великобритания дистанцируется от ЕС, в то же время, идентифицируя себя как европейскую державу.
В этом качестве он еще больше сближается с сообществом англоязычных стран, построенным вокруг Соединенных Штатов, вместе с Австралией, Канадой и Новой Зеландией: "Пять глаз". В этом тесно связанном мировом сообществе Британия является европейской составляющей. В нынешних обстоятельствах "Пять глаз" становится гораздо большим, чем просто механизмом обмена разведданными. Теперь ее следует рассматривать как основной элемент возглавляемой США глобальной системы, ее внут-ренний круг.
В этом контексте Комплексный обзор Великобритании следует правильно понимать как полностью интегрированный с глобальной стратегией США, изложенной в недавно опубликованном Стратегическом руководстве по национальной безопасности США.
Девиз администрации Джо Байдена “строить лучше” был полностью принят авторами британского обзора. В британском документе, как и в руководстве США, есть также сильная идеологическая составляющая, указывающая на продолжающееся наступление/контрнаступление против Китая и России как авторитарных режимов. Она направлена на создание международного порядка, основанного на идеях, нормах, правилах и стандартах, разделяемых членами нынешней возглавляемой США запад-ной системы. Действительно, сохранение статус-кво в мире не рассмат-ривается как вариант; цель — расширение демократии, открытых обществ и прав человека, что означает восстановление доминирующего положе-ния Запада.
Путь к достижению этой цели, как представляется в обзоре, сос-тоит в том, чтобы организовать коллективные западные усилия под руководством США, с Великобританией в качестве ближайшего союзника Америки.
Несмотря на провозглашенный реалистический подход к внешней поли-тике и заявленную готовность идти на компромисс, и реализм, и компро-мисс могут носить только тактический характер, поскольку Лондон прово-дит свою активизированную внешнюю политику. В системном соревно-вании против авторитаристов и их союзников, по-видимому, нет замены победе.
Геополитический фокус Интегрированного обзора смещается в сторону Индо — Тихоокеанского региона, где Великобритания стремится стать европейским игроком. Поддерживая Соединенные Штаты и их региональных союзников, Великобритания также стремится продвигать свои экономические интересы в самом быстрорастущем регионе мира. Он надеется возродить и переосмыслить связи, восходящие к временам империи, особенно с Индией.
Интересно, что Великобритания пытается сбалансировать базовый под-ход к Китаю как главному претенденту на возглавляемую США систему с собственной готовностью и готовностью сотрудничать с Пекином по цело-му ряду вопросов, все время, ведя прибыльный бизнес с огромной и рас-тущей экономической мощью. Это выглядит как сложное жонглирование.
В Комплексном обзоре в качестве наиболее актуальных названы “государ-ственные угрозы”, и хотя в нем Китай назван главным системным против-ником, он оставляет за Россией позицию “самой острой угрозы нашей безопасности". Россия находится в одной категории с Ираном и Северной Кореей как наиболее враждебная нация.
Великобритания обещает своим союзникам по НАТО более сильную оборонную позицию по отношению к России; она подтверждает свою поддержку восточноевропейским странам; и она планирует продол-жать военную помощь Украине.
Решение об увеличении арсенала ядерного оружия Великобритании также явно направлено на Россию.
В Комплексном обзоре неоднократно упоминаются отравления в Солсбери и российское вмешательство. Нигде в газете нет ни слова о возможном сотрудничестве с Россией, по какому — либо вопросу — в отличие от Китая, не говоря уже о многих других странах. Это побудило посла России в Лондоне Андрея Келина сделать вывод о том, что политические отношения между Великобританией и Россией сейчас де — факто не существуют.
Комплексный анализ подразумевает, что никакого сотрудничества с Москвой быть не может до тех пор, пока российское правительство не изменит свою политику коренным образом или не будет заменено правительством с совершенно иной политической повесткой.
Москва, вероятно, воспринимает эти заявления и предлагаемые действия всерьез, но без особой тревоги: отношения годами идут от плохого к худшему. В нем признается, что правительство Великобритании проводит враждебную политику в отношении России в тесной координации и сотрудничестве с Соединенными Штатами.
Это означает, что российско-британские отношения, по сути, столь же конфронтационны, как и отношения между Россией и Соединенными Штатами.
С практической точки зрения Москве придется пристальнее следить за действиями Великобритании в постсоветских регионах России — от Белоруссии и Украины до Кавказа и Центральной Азии.
Такое положение дел имеет место в долгосрочной перспективе и вряд ли является чем-то новым. В некотором смысле ситуация смутно напоминает и Великую игру, и Холодную войну—с важной оговоркой: кажется, почти нет оснований для гражданских отношений между правительствами Москвы и Лондона, и нет никаких шансов для Великобритании играть посредническую роль между Вашингтоном и Москвой, как это было во время части Холодной войны.
Справедливости ради стоит добавить, конечно, что Великобритания сейчас вряд ли ищет такой роли.
Тем не менее, хотя двусторонние политические контакты вряд ли будут частыми или продуктивными, Россия и Великобритания могли бы и даже должны взаимодействовать друг с другом на двусторонней и многосторонней основе по целому ряду глобальных вопросов, в частности по изменению климата, с учетом Конференции ООН по изменению климата (КС26) в Глазго этой осенью; здравоохранению; нераспространению (судьба соглашения по иранской ядерной программе); стратегической стабильности (предложенный Россией саммит пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН); и другим. Есть потенциал для обсуждения некоторых региональных вопросов, в том числе на Ближнем Востоке. Другие неполитические, неправительственные контакты, будь то в бизнесе, науке и технике, образовании или других областях, должны быть разрешены, хотя и в рамках ограничений продолжающейся конфронтации.
Спасибо, что дочитали статью до конца! Поделитесь заметкой с друзьями в социальные сети, Одноклассники, WhatsApp, Telegram или другие мессенджеры.
Подписывайтесь на мой канал и узнаете первыми, о свежих новостях.
Не забудьте поставить «Лайк».
У вас есть, чем поделиться, пишите в комментариях, я буду рад почитать их, ответить на ваши вопросы. (Продолжение следует) …