Очередной пакет санкций: Запад закапывает сам себя
Сегодня США ввели очередные санкции против России (и, забегая вперед скажу, что не только). Также рестрикции наложили Британия и Евросоюз. Анонсировали их с пафосом, хотя на деле получилось не очень. Я не назову их совсем безболезненными, так как тактически определенные моменты предстоит перестроить, но, в общем-то, ничего серьезного нет. Запад уже давно исчерпал свои санкционные возможности. И сейчас, спустя два года, уже можно с уверенностью признать, что рестрикциями он больше навредил себе, в то время, как России они пошли на пользу.
Нынешний санкционный пакет я бы разделил на два контура — внутренний и внешний.
Начнем с первого. Под ограничения попало определенное количество физических лиц. В основном, связанных с военно-промышленным комплексом и другими отраслями экономики. А также несколько компаний вроде «Мечела», ТМК, ряда банков далеко не первого десятка. Примечательно, что в пакете находится девелоперская компания «ПИК». Здесь можно поиронизировать, что теперь в SDN-списке будут оказываться все, кто купил у данного застройщика квартиру (на самом деле нет).
Единственное, на что можно обратить внимание — Национальная система платежных карт (НСПК). Это, другими словами, карта «Мир». Для продолжения осуществления внутренних платежей от этого ни жарко, ни холодно. Однако определенные проблемы могут возникнуть при интеграции НСПК в иностранные платежные системы. Как известно, картой «Мир» можно пользоваться в семи странах. В основном — это страны СНГ. Допускаю, что какие-то коррективы могут возникнуть. Особенно в связи с тем, как ведут себя многовекторные «союзники». Но посмотрим.
Теперь о внешнем контуре. США додумались ввести санкции против нескольких компаний из Китая, Индии, Турции, Киргизии, ОАЭ и Южной Кореи. И это, безусловно, является ошибкой сразу по двум причинам.
Во-первых, с политической точки зрения подобные действия воспринимаются резко негативно в указанных странах. Китай уже открыто высказывает свое возмущение, другие страны пока помалкивают, но реакцию представить не сложно. Такие шаги воспринимаются как нарушение суверенного права компаний работать с кем угодно и как угодно, если это не противоречит национальному законодательству.
Во-вторых, с практической точки зрения санкции против третьих стран являются дополнительным стимулом для поиска новых схем взаимодействия. Причем как только они реализуются, то все большее количество компаний перестает опасаться западных рестрикций и начинает работу. Здесь можно вспомнить наш опыт. Если бы не санкции в 2014 году, у нас никогда бы не появился тот же НСПК. Да и вообще вряд ли бы появилось такое понятие, как импортозамещение. А уж после 2022 года уже готовые схемы были масштабированы и позволили нам не только преодолеть последствия санкций, но выйти на суверенный путь развития.
То же самое касается и других государств. Западные санкции лишь ускоряют выработку суверенных решений, не зависящих от западной инфраструктуры и прочих механизмов. Причем многие схемы уже известны. Они использовались при торговле с Ираном или же КНДР. С Россией же речь идет о кратно более крупных заработках, от которых бизнес не откажется, несмотря на риск попасть в SDN-лист.
По итогу Запад сделал очередной шаг, который ещё больше девальвирует санкционный механизм. Над ним уже смеются, теперь будут смеяться еще больше.