Очередные антироссийские санкции – внешнеэкономическим связям не помеха
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>Очередные антироссийские санкции – внешнеэкономическим связям не помеха3 дня назад3 дня назад96 мин
Громко декларируемые намерения администрации Трампа ввести в третьем квартале с. г. 100-процентные ввозные пошлины против стран-импортеров российской нефти не случайно совпали по времени с новыми нефтяными санкциями Евросоюза и Великобритании против России, предусматривающими снижение «потолка» цен на российскую нефть с 60-ти до 46,7 долл. за баррель, с усилением санкций против ее покупателей и перевозчиков.
Правда, агентство Reuters сомневается в реализуемости подобного рода обещаний, ибо вторичные санкции могут усилить инфляционное давление в Америке и, как показывает пример с Венесуэлой, оказываются малорезультативными – особенно в отношении Китая.
По мнению опрошенных агентством экспертов, анонсированные Трампом меры «могут оказаться слишком грубым инструментом в отношении России», рискующим вызвать резкий скачок цен на нефть и обрушить мировую экономику. Аналитики и трейдеры глубоко сомневаются, что хозяин Белого дома будучи крайне восприимчивым к высоким ценам на нефть и приверженцем двусторонних сделок, позволит этому произойти.
Невнятное исполнение угрозы ввести 25-процентные тарифы против покупателей венесуэльской нефти и отсутствие действенных энергетических санкций против России не способствуют серьёзному отношению к эскападам популярного завсегдатая социальной сети Truth Social, да и в Москве, похоже, стремятся заблаговременно упредить возможные негативные последствия. В частности, в конце марта 2024 г. Министерство финансов РФ утвердило «Специальный перечень зарубежных офшоров на 2024-26 годы». Согласно документу, 40 стран и территорий в этом перечне «обеспечивают льготный режим налогообложения и (или) не предусматривают раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)» (1).
Отметим, во-первых, что Москва не сформировала бы такой перечень без согласия тех стран / территорий. А во-вторых – во всех из них зарегистрированы либо регистрируются суда (в том числе танкеры) под «удобными» флагами, преобладающие (для обхода санкций) в перевозках любой продукции из прессингуемых Западом стран или в те страны. Это и перевозки нефти и нефтепродуктов из РФ; кроме того, те же страны-территории издавна реализуют экспортно-импортные операции с санкционными странами путём реэкспорта. Характерно и то, что данные страны-территории никогда не подвергаются жёстким санкциям со стороны Запада…
В рассматриваемый перечень Минфина РФ включены не только Малайзия с Бразилией, Брунеем, Бахрейном и Оманом, участвующие, наряду с Россией и еще 6-ю странами в ОПЕК+, но также и зарубежные автономные территории Нидерландов и почти все такие территории Великобритании, включая британские Нормандские острова вблизи Великобритании и Гибралтар. Можно предположить, что данные территории не могли появиться в данный перечне без согласия на то Амстердама и Лондона. Таким образом, речь может идти фактически о комплексной системе, позволяющей, по крайней мере косвенно, обходить антироссийские санкции.
Скажем, в конце 2024 года по итогам расследования Еврокомиссии стало известно, что 22% флота «теневых» танкеров, перевозящих нефть из России в обход санкций, приходилось на «удобные флаги» именно стран и зарубежных автономий стран-членов Евросоюза, притом из них на Мальту – свыше 15%. (2)
Посол этого небольшого островного государства в Средиземном море в России Кармело Ингуанез интервью RTVI ещё в январе 2025 года заявил, что Мальта выступает против дальнейшего ужесточения санкций в отношении танкерных перевозок российской нефти: «…мы должны быть осторожными, когда речь заходит о дальнейших санкциях. Мы не хотим форсировать события. И мы принципиально не хотим настаивать на дополнительных санкциях».
Уже в силу географического расположение острова экономическое благополучие Мальты всецело зависит от внешней торговли, при этом страна издавна выступает в качестве общеевропейского перевалочного пункта. Власти в Ла-Валлетте высказывают опасения, что санкции против так называемого «теневого флота» танкеров, обозначенные в 18-м пакете Брюсселя и Лондона, могут лишить Мальту, специализирующуюся на морских перевозках, доминирующей части ежегодных доходов.
К настоящему времени Мальта де-факто саботирует нефтяные санкции ЕС против России из-за опасения, что «предложенный потолок цен на российские энергоносители и танкерные санкции ударят по мальтийскому судоходному сектору», – цитирует ТАСС публикацию в правительственном издании Times of Malta (разумеется, островная страна вошла в упомянутый выше перечень офшорных стран и территорий, сотрудничающих с РФ). Кроме того, новым подходом ЕС к потолку цен на нефть из России недовольны Мальта, Греция и Кипр.
Таким образом, новые санкции в отношении нефтегазового сектора, в том числе так называемого «теневого» флота России, как отмечает аналитик Елена Бутырина, «тектонических потрясений на рынке не вызовут. РФ будет и впредь торговать своим сырьём, обходя всевозможные ограничения». Ибо, судя уже по согласованному недавнему решению ОПЕК+ по увеличению добывающих квот (во избежание всплеска цен из-за новых антироссийских нефтяных органичений), мировой рынок нефти «принял правила игры, обозначенные Россией и дружественными ей странами / территориями в санкционных условиях. И неважно, каким путем она доставляется потребителям». С таким прогнозом вполне можно согласиться. Теневые владельцы, прячущиеся за подставными компаниями в укромных уголках по всему миру, могут и не поддерживать Кремль политически, но деловой возможности они не упустят. Многие теневые суда для официального судоходства потеряны навсегда. «Эти суда уже неофициально обслуживают Россию и другие страны, которые также опираются на теневой флот, — говорит генеральный директор норвежской страховой компании в области морских военных рисков DNK Свейн Рингбаккен. — Одно то, что “темный" флот доступен этим странам в мирное время, говорит нам о том, что будет, когда ситуация станет менее мирной?»
P.S. Не согласовав толком 18-й пакет санкций, брюссельские марионетки уже думают о 19-м, намереваясь ужесточать санкционные ограничения каждые три месяца. Однако, как рассказал изданию The Expert сотрудник консалтинговой группы «Полилог» Евгений Зленко, что очередной пакет антироссийских санкций ЕС едва ли сработает: «Если санкции не исполняются или их системно обходят, сложно искать смысл в очередном ужесточении. Главный вопрос ко всем ограничениям со стороны ЕС и США заключается в том, как они соблюдаются. По его словам, Россия научилась преодолевать ограничения, активно переориентируясь на другие рынки». По словам специалиста, «ключевые страны Глобального Юга, включая Индию, Китай и некоторые государства Ближнего Востока, также не торопятся строго соблюдать санкции, введённые даже в 2022 году, не говоря уже о новых инициативах ЕС», так что «19-й пакет санкций выглядит таким же сомнительным с точки зрения эффективности, как и предыдущие». Едва ли стоит отрицать то обстоятельство, что «санкции сопряжены с определенными издержками, но их масштаб далёк от тех "катастрофических потерь", которых пытается достичь ЕС».
Алексей Балиев
Примечания
(1) Ангилья (брит); Антигуа и Барбуда; Аруба (Нидерл.); Белиз; Бермуды (брит); Британские Виргинские острова; Бруней-Даруссалам; Гибралтар (брит.); Гренада; Андорра; Лихтенштейн; Монако; Бахрейн; Кюрасао и Сен-Мартен (нидерл.), Мальдивы, Монтсеррат (брит.), Самоа, Ниуэ (новозел.), отдельные административные единицы Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии – Нормандские острова (острова Гернси, Джерси, Сарк, Олдерни), остров Мэн; ОАЭ; Остров Анжуан (Союза Коморы); остров Лабуан Малайзии; Острова Кайман (брит); Острова Кука (новозел.); Острова Теркс и Кайкос (брит.); Вануату; Либерия; Маврикий; Маршалловы Острова; Науру; Палау; Панама; Сан-Марино; Сейшелы; Сент-Винсент и Гренадины; Сент-Китс и Невис; Сент-Люсия; Багамы; Доминика; Специальный административный район Макао (Аомынь) КНР.
(2) В ЕС-регионе «удобными» флагами располагают и офшорные / реэкспортные операции осуществляют также автономный от Лиссабона остров Мадейра, северо-марокканские автономные анклавы Испании Мелилья и Сеута, автономные от Копенгагена не участвующие в ЕС Фарерские острова, германский остров Гельголанд в Северном море.