«Одна на всех?» Что знают о Великой Отечественной войне школьники постсоветских государств. Часть 4. Узбекистан
Отношение к Российской империи и СССР как к "жестоким тираниям, лишивших узбеков свободы и государственности", перенесено Ташкентом и на память об общей борьбе советских народов с нацизмом
В предыдущих статьях нашего цикла рассказывалось о том, что узнают о Великой Отечественной войне на уроках истории школьники бывших советских республик, находившихся в 1941-1944 гг. под властью гитлеровцев, – стран Балтии, Украины и Белоруссии, а также государств Закавказья, оказавшихся в 1942-м в непосредственной близости от фронта. Сегодня мы переносимся в Среднюю или, как принято ее сейчас именовать, Центральную Азию, которая всю войну была глубоким тылом дерущегося с врагом Союза. Пяти советским среднеазиатским республикам не пришлось воочию столкнуться с "прелестями" немецкой оккупации, лишь западные районы Казахстана несколько раз бомбила люфтваффе. Но это не значит, что война обошла Среднюю Азию стороной: сотни тысяч казахов, узбеков, киргизов, таджиков и туркмен мужественно сражались с захватчиками в рядах Красной Армии, в жаркий Туркестан эвакуировали многие оборонные заводы и промышленные предприятия, вывозили беженцев и блокадников, здесь размещались сотни госпиталей и множество военных училищ, почти все художественные фильмы, в т.ч. знаменитые "Два бойца", и боевые киносборники в годы ВОВ снимались в Алма-Ате и Ташкенте. После распада СССР в ставших независимыми странах Средней Азии, как и везде на постсоветском пространстве, начались процессы вычленения собственной национальной истории из общего с Россией прошлого, которые естественно затронули и период Великой Отечественной войны. При этом его трактовки в школьных учебниках разных стран региона весьма существенно варьируются и имеют свои характерные особенности. Знакомство с ними мы начнем с Узбекистана, где выработан свой, отличный от других, взгляд на ту эпоху…
Если вам небезразлична 🙈🙉🙊 эта тема, то обязательно постарайтесь дочитать этот пост до конца и в комментариях ✏️ к нему написать о том, как, по вашему мнению 🧐, должны развиваться события! И не забывайте ставить лайки 👍 нашим материалам по интересным для вас темам ❤…
Для школьных курсов истории всех современных республик Центральной Азии характерна общая аксиома: их пребывание в составе общего государства – сначала Российской империи, а затем Советского Союза – рисуется преимущественно черной краской как эпоха тотального колониального угнетения народов Туркестана. Но если в казахских или таджикских учебниках в рассказах о Великой Отечественной, пусть и с оговорками про "колониализм и отсутствие национального суверенитета", всё же и признаётся справедливый характер защиты социалистического Отечества, и прославляются соотечественники, совершавшие подвиги на фронте и в тылу, то в Узбекистане тональность не меняется даже применительно к периоду борьбы с нацизмом.
Авторы узбекских учебников истории страдают откровенной русофобией – само слово "русский" у них чётко тождественно понятию "колонизатор". "История сама наделила русский народ способностями колонизатора", – заявляют авторы одного из учебных пособий.
Это и есть отправная точка для "изучения" советской истории в школах Узбекистана. Поэтому неудивительно, что Советский Союз в учебниках представлен новым воплощением "колониальной Российской империи", а пребывание несчастных узбеков в составе единой страны рисуется как непрерывная череда страданий, унижений и самой дикой эксплуатации со стороны колонизаторов:
"С установлением тоталитарного советского режима экономика Узбекистана была полностью подчинена интересам Центра. Дары плодородной узбекской земли, хлопок, шёлк-сырец, каракуль и другие природные богатства наших недр: золото, уран, природный газ и другие – постоянно вывозились в Центр. В Узбекской ССР, превратившейся в одну из отсталых аграрных республик СССР, была установлена монокультура хлопчатника…".
Частью этих "страданий" якобы стала и Вторая мировая война, на фронты которой "лучших сынов узбекского народа", если верить изданным в Ташкенте учебникам, загнали чуть ли не силой. Да вообще, полагают узбекские историки, вклад СССР в победу над нацизмом был отнюдь не выдающимся и не решающим – мол, Союз был лишь частью антигитлеровской коалиции, общими усилиями сокрушившей Третий рейх.
Скупой, лапидарный и, в конечном счете, глубоко антисоветский подход к освещению Великой Отечественной в узбекской школе отражает отношение официальных властей страны к памяти о войне.
9 Мая в Узбекистане, в отличие от соседей по региону, не вывешивают плакаты и баннеры, напоминающие о Победе над общим врагом. Да и само название, придуманное в стране для этой даты, – День скорби и почестей – мало располагает к праздничному настроению. В этот день не проводятся военные парады, а единственным значимым мероприятием является возложение первыми лицами государства цветов к Мемориалу Скорбящей Матери в Ташкенте под звуки траурной музыки. В сопровождающем церемонию выступлении главы государства делается акцент на том, сколь большие потери понес Узбекистан в годы войны.
С 1990-х в узбекских СМИ запрещена публикация изображений советских наград, на фотографиях ветеранов в газетах их ретушируют. Также под запретом упоминание в прессе, на телевидении и радио словосочетания "Герой Советского Союза" по отношению к соотечественникам-участникам войны – их называют просто "Героями".
В стране демонтированы почти все памятники, прославлявшие подвиг воинов Красной Армии. Памятник советскому солдату в Парке боевой славы в центре Ташкента, установленный в честь 30-летия Победы, в 2009-м заменили памятником "Клятва Родине", не имеющем никакой смысловой связи с эпохой 1940-х. Он изображает коленопреклоненного военнослужащего ВС Узбекистана в современном парадном обмундировании, целующего национальный флаг. Располагавшейся рядом Аллеи Славы больше нет, а Вечный огонь в узбекской столице горит не в пятиконечной, как ранее, а восьмиконечной звезде, являющейся символом ислама.
То, что в Узбекистане, мягко говоря, не приветствуют своих героев, воевавших в годы Великой Отечественной войны за единый Союз, кажется, на первый взгляд, странным. В конце концов, это – Прибалтика или Украина, где русофобия является политическим мейнстримом, да и в соседних республиках – Казахстане, Киргизии, Таджикистане – отношение к Победе, отражаемое в т.ч. и в учебниках, совсем иное.
Причина – в глубокой исторической обиде узбекских политических элит на Россию. До середины XIX века, когда в Туркестан двинулись русские войска, здесь существовали три крупных феодальных государства – Бухарский эмират, Хивинское и Кокандское ханства. Узбеки были в них правящей элитой, которая якобы вела свою родословную от Чингиз-хана и его нукеров.
Их абсолютное господство закончилось с приходом Российской империи, а Советский Союз вообще ликвидировал восточные деспотии, поделив их на национальные республики. Узбекская элита, формально поменявшая байские халаты на партбилеты, не смирилась с этим. И когда рухнул СССР, она попыталась взять реванш – пусть и не на всей территории бывших ханств, а в масштабах одного Узбекистана.
Отсюда и возведение в ранг национальных узбекских героев таких деятелей как Тимур (Тамерлан), и тотальная ненависть к русскому народу, и прославление до небес басмаческого движения 1920-30-х годов, и категорическое отрицание всех достижений советского прошлого, включая и память о Победе в Великой Отечественной…
Так что не будет ничего удивительного, если в будущем, лет через 15-20, воспитанные на русофобских школьных учебниках, где война с нацизмом объявлена "чужой и не нужной", узбекские правители перенесут столицу страны в Бухару, себя объявят эмирами, а Гитлера объявят "борцом с русско-советским империализмом". Учитывая существующую тенденцию, такой поворот станет вполне логичным шагом…
В следующих материалах цикла читайте о том, как трактуют историю Второй мировой и как относятся к памяти о ней в других республиках Центральной Азии.
Если тема "задела за живое", вы небезразличны к результату этого противостояния или вам просто НЕ НАПЛЕВАТЬ 🙈🙉🙊, тогда обязательно подписывайтесь 📬 на наш канал, делитесь этим постом с друзьями и пишите комментарии! А главное — не оставайтесь безразличным к своему будущему и судьбе нашей большой, сильной, но постоянно вынужденной искать свой правильный путь Родины ☭🇷🇺!!!
—
Оригинал статьи размещен:
Читайте еще по теме:
- "Одна на всех?" Что знают о Великой Отечественной войне школьники постсоветских государств
- "Одна на всех?" Что знают о Великой Отечественной войне школьники постсоветских государств. Часть 2. Украина и Белоруссия
- "Одна на всех?" Что знают о Великой Отечественной войне школьники постсоветских государств. Часть 3. Страны Закавказья