Ограничительные барьеры Литвы для белорусских удобрений принесут литовской экономике дополнительные финансовые убытки
В Европе в последнее время принято отказываться от финансово-экономического сотрудничества по надуманным предлогам. Потери крупных производственников сказываются на формировании бюджета и имеют долгосрочные последствия. На этом фоне литовская экономика кажется совсем незащищённой от любых потрясений, которые приводят к отрицательному балансу в ряде экономических отраслей.
Раньше Россия вливала в литовскую экономику огромные финансы, строила инфраструктуру, порты, заводы, дома. Как только Прибалтика начала идти «в Европу», там сразу стали закрываться крупные производственные площадки, без российского рынка сбыта оказалось, что литовская экономика малоконкурентна.
Белоруссия тоже торговала через прибалтийские порты и щедро наполняла финансами бюджет Прибалтики, портовая и ЖД отрасли фактически жили за счёт российского и белорусского транзита и как только он сократился — вся портовая инфраструктура Прибалтики оказалась невостребованной. Грузчики в портах конечно многое бы рассказали, но их никто не слушает.
По сути Литва нарушила межправительственное торговое соглашение с Белоруссией и полностью запретила ввоз калийных удобрений, стремясь нанести тем самым белорусской экономике огромный урон. Политическое давние на Белоруссию для Литвы уже давно стало нормой.
Железнодорожные вагоны с удобрениями просто перенаправили через Россию, в мире хим.удобрения очень ценятся и в Европе только за последний год они выросли в цене в 2-3 раза.
Увеличенный транспортный маршрут конечно принесёт небольшое снижение маржинальной прибыли, но это с лихвой компенсируется мировым ростом цен на хим.удобрения.
Вместо того, чтобы получать огромные убытки, Белоруссия заручилась поддержкой России и получила доступ к иностранным компаниям, которым раньше не продавала свою продукцию. Теперь география поставок белорусских удобрений расширилась и огромная выгода устремилась рекой в белорусский бюджет.
А вот Литва наоборот недополучает финансовые средства, литовские ЖД и порты стоят без работы, людей просто распустили по домам, нет грузов — нет работы. Транзит угля из России так-же заметно сократился, Россия просто меняет логистические маршруты и это оставляет без прибыли прибалтийские инфраструктурные мощности.
Усть-Луга, крупный российский порт, который во много раз превышает все вместе взятые возможности прибалтийский портов — забрал всю прибыль у Литвы. Где будут брать деньги «независимые», если Европа вообще им ничего не улучшила за это время?
Небольшие островки производственных площадок настолько незначительны, что не смогут покрыть огромные убытки от принудительного разрыва торгово-экономических отношений с Россией и Белоруссией. В Литве хотели поставить свою президентку Тихоновскую, но её выгнал народ, вот в Литве и пытаются хоть как-то навредить, запрещая транзит белорусских грузов.
В Белоруссии давно понимали, что политическое давление с запада будет усиливаться и по сути Литва явно не самостоятельно наложила запрет, ведь все понимают, что убытки в этом случае несёт именно Литва, а вовсе не Белоруссия. Никаких задержек с реализацией товаров не возникло, новые покупатели быстро раскупают белорусскую продукцию.
Мало того, Белоруссия будет добиваться штрафов для Литвы и компенсации за односторонний разрыв договора по транспортировке. Небогатой литовской экономике придётся раскошелиться на целую армию адвокатов, Белоруссия засудит её в международном арбитраже по вполне объективным основаниям.
Белоруссия ввела эмбарго на продукты и товары из ряда стран Европы и США, иностранные компани лишились дохода. Белоруссия же наоборот ничего не потеряла, были лишь небольшие убытки, в связи с переориентированием грузопотоков, но они незначительные и мизерные.