Они были первыми. 70 лет назад в строй встала ракета П-15 «Термит». Как советская ПКР впервые в истории утопила настоящий вражеский эсминец.
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>Они были первыми. 70 лет назад в строй встала ракета П-15 "Термит". Как советская ПКР впервые в истории утопила настоящий вражеский эсминец.ВчераВчера10224 минРакета П-15, модификация со складным крылом, как и большинство в то время, работала на жидком топливе. Для старта с корабля использовался специальный реактивный ускоритель. Фото МО РФРакета П-15, модификация со складным крылом, как и большинство в то время, работала на жидком топливе. Для старта с корабля использовался специальный реактивный ускоритель. Фото МО РФ
Сфера противокорабельных ракет (ПКР) одна из наиболее сложных в ракетостроении. Здесь сразу же нужно учитывать тот факт, что цель динамичная и сама платформа, то есть ракетоносный корабль, тоже постоянно находится в движении. Есть ещё масса нюансов. По этой причине и противокорабельных ракет производит в мире еще меньше стран, чем даже высокоточных. Америка, Франция, Норвегия, Иран, Индия, Китай и обе Кореи. Вот пожалуй и весь список. Особняком здесь стоит Россия. Она за богатую историю своей ракетной отрасли построила ПКР больше, чем все остальные страны мира вместе взятые. На любой вкус. Сверхвуковые (Оникс) , дозвуковые (Калибр-НК, Х-35) , гиперзвуковые ("Циркон"), летающие роем (Гранит). Всё это, без сомнения, одни из наиболее выдающихся изделий этого типа. С середины 50-х годов СССР занял ведущую роль в этой отрасли и лидерства своего не упускал. А началось всё с легендарной ракеты П-15.
Пусковая установка ракеты П-15 Термит для эсминца. Существовали модификации для ракетных катеров и берегового комплекса "Рубеж". Фото архив МО РФПусковая установка ракеты П-15 Термит для эсминца. Существовали модификации для ракетных катеров и берегового комплекса "Рубеж". Фото архив МО РФ
Эта ракета претендует на первенство по многим параметрам своего времени. Как известно, критерием истины является практика. И именно в этом аспекте мало какая ПКР сравнится с изделием (МКБ "Радуга ", тогда филиал рск МиГ) . В 1955 году его коллектив под руководством Александра Яковлевича Березняка впервые представил госкомиссии полностью готовый к предсерийному производству вариант крылатой ракеты. По тогдашней классификации она называлась самолет-снаряд, и была способна поразить корабль типа эсминец на дистанции до 45км. По тем временам это был даже не прорыв, а полнейший эксклюзив. Абсолютное большинство кораблей имели пушечное и торпедное вооружение. В НАТО просто не верили, что такое возможно. При этом ракета оказалась довольно точной. На маршруте ей управлял автопилот АМ-15, а на конечной стадии подключалась головка самонаведения, которые бывали двух типов, тепловая и радиолокационная.
Ракета считалась высокоточной уже в те времена, когда это было лишь мечтой военных всего мира. Фото архив МО РФРакета считалась высокоточной уже в те времена, когда это было лишь мечтой военных всего мира. Фото архив МО РФ
После пяти титанической работы над болезнями роста, ракета начала поступать на флот. К этому же времени были созданы первые носители "Термита", катера183-Р. К началу 60-х годов П-15 была уже полностью готовым продуктом и оставалось лишь испытать её в условиях полноценного боя. Но вот беда. Союз зарубежных войн не вел, и чтобы проверить ракету, получившую имя собственное "Термит", пришлось ждать семь лет. Первым, кто испытал на себе "гнев "Термита" в октябре 1967 года в ходе Войны на истощение, израильский эсминец "Эйлат", некогда служивший в британском флоте и имевший от роду имя Зилоус. Британцы продали его Израилю, и с 1955 года он стал одной из наиболее мощных единиц рождающихся израильских ВМС. "Эйлат" хоть и был достаточно почтенным ветераном, но вполне боевитым. Четыре 114-мм орудия, два торпедных аппарата, мины, зенитные пушки. В общем, достаточно солидный арсенал.
Корабль был построен во время 2МВ, но израильтяне серьезно над ним поработали. Какое-то время он даже был флагманом израильских ВМС. Фото АРКорабль был построен во время 2МВ, но израильтяне серьезно над ним поработали. Какое-то время он даже был флагманом израильских ВМС. Фото АР
Буквально за день до рокового себя рандеву в дельте Нила, "Эйлат" утопил два египетских катера, и на волне этого успеха слишком вел свободную охоту на вражеские транспорты, практически рядом с базой египетских ВМС в Порт-Саиде. Такая самонадеянность его и сгубила. Утром 21октября эсминец внезапно был подвергнут совершенно уникальной на тот момент атаке. Две противокорабельные ракеты, с боевой частью весом около полтонны каждая, четко поразили корабль. Да так точно, что он моментально начал терять устойчивость. Когда корабль перевернулся, прилеьтело ещё две ПКР и доделали дело. Любопытно, что египетские катера вели огонь из Порт-Сада, на максимально возможную дистанцию — и "Термит" не подвел. Несмотря на противоракетный маневр эсминца, в итоге, ни одна из 4 П-15 не прошла мимо цели. Израиль тогда потерял 50 моряков и один из самых результативных кораблей своих ВМС, а египтяне обрели собственный "день ВМФ", который приурочен к этой славной победе.
Египетский катер "Комар", носитель "Термитов". Фото САНАЕгипетский катер "Комар", носитель "Термитов". Фото САНА
Но, это мелочь по сравнению с тем, что советский " Термит" открыл новую эру флота, эпоху высокоточных противокорабельных ракет, способных почти полностью заменить артиллерию на флоте. Эсминец "Эйлат" стал далеко не последним ярким событием в истории ракеты. Вскоре П-15 по-настоящему отжег в Южной Азии, в ходе одной из индо-пакистанских войн, которые почти совпадали по времени с арабо-изральскими. Но об этом, как и о других интересных эпизодах, включая совсем недавние, мы расскажем во второй части нашего материала.
Уважаемые друзья. Заходите к нам на телеграм-канал (по синей ссылке). Все что мы не можем публиковать на Дзене, есть там. Лента насыщена новостями с нашей оценкой, и много дополнительных авторских материалов. Это интересно и не скучно. Ждем вас всем сердцем. Спасибо!