«Они были смертниками» или «шахид-мобиль» по-американски. 60 лет назад морпехи США высадились во Вьетнаме. Особенности работы в «гантраках»
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>"Они были смертниками" или "шахид-мобиль" по-американски. 60 лет назад морпехи США высадились во Вьетнаме. Особенности работы в "гантраках"2 дня назад2 дня назад4144 минВодить "ганшип" во Вьетнаме считалось самой "собачьей работой". Текучка кадров на этой специальности была страшная. Их часто называли "смертниками". Так что про "шахид-мобиль, это даже почти не шутка. Фото Армия СШАВодить "ганшип" во Вьетнаме считалось самой "собачьей работой". Текучка кадров на этой специальности была страшная. Их часто называли "смертниками". Так что про "шахид-мобиль, это даже почти не шутка. Фото Армия США
Ровно 60 лет назад, в апреле 1965 года, в южновьетнамском городе-порте Данаг были расквартированы для охраны военной базы два первых батальона морской пехоты США. Морпехи захватили здешний порт, крупнейший в южном Вьетнаме и стратегически важный аэропорт. Так начиналась сухопутная стадия Вьетнамской войны. Американская армия и КМП начали движение вглубь страны, опираясь на систему аванпостов и укрепленных пунктов. По установному они делали все верно, но при этом совершенно не рассчитывали на мощнейшее и очень хорошо организованное вьетнамское партизанское движение. С первых же дней пребывания вооруженных сил США во Вьетнаме, начались массовые диверсии, к которым поначалу американцы оказались не готовы.
Во время налёта партизан было невозможно вызвать огневую поддержку. Они наносили свой "булавочный укол" с помощью мин и стрелкового оружия и растворялись в джунглях. И когда таких булавочных уколов стало слишком много, пришлось придумывать импровизированные антипартизанские средства. Первыми из них стали "гантраки". Сначала это были просто грузовики, с кузовом, защищенным мешками с песком и ручными пулемётами. Позднее появились вполне фабричные изделия, глядя на которые любая бандитствующая группировка с Ближнего Востока или Северной Африки на "шахид-мобилях" рыдала бы от зависти.
Картинка "Звёзды и полосы"Картинка "Звёзды и полосы"
Чтобы подавить диверсионную активность, Корпус Морской пехоты использовал специальные бронированные гантраки с 4 пулемётами "миниган" и Браунинг М-2, на базе грузовиков М35 и М54. Их укрепляли алюминиевой броней с подбитых БМП М-113 и другой лёгкой техники. Номенклатура оружия могла меняться, оставалась прежней суть. В конвоях, составлявших порой сотни единиц техники, на десять обычных машин находился один грузовичок с сюрпризом. Получилось достаточно эффективное антипартизанское оружие. Иногда американцы устраивали антизасады, и весь автокараван состоял только из гантраков, буквально изрыгавших море огня, в случае нападения. Своего пика такие импровизированные средства достигли к 1967 году, в ходе боёв за провинцию Манг-Янг, в центральном горном районе Вьетнама.
Место это, имевшее дурную славу ещё со времен Первой Индокитайской с французами, американцы так и называли "аллея засад", по аналогии с "аллеями МиГов" времен войны в Корее. Известны истории, когда вьетнамцы умудрялись полностью истреблять колонны, но и обратных примеров тоже имелось немало. В конце концов, вьетнамским партизанам пришлось избегать конвоев, где имелось слишком много характерного вида машин, и это считалось серьезным успехом. Но на всех "гантраков" всё равно не хватало, тем более и они были вполне уязвимы. К концу 60-х годов на вооружении у вьетнамских бойцов, партизанящих на Юге, стали массово появляться первые РПГ-7 и ПТУР "Малютка". И это совсем испортило жизнь тем, кто занимался снабжением армейских группировок в центральной части страны
Ганшип фирмы Локхид Spectre AC-130A. Такие вооруженные траспортные самолёты пришли на смену "гантракам". Сама концепция возникла ещё в годы 2МВ, но окончательно её обкатали во Вьетнаме. Фото ВВС СШАГаншип фирмы Локхид Spectre AC-130A. Такие вооруженные траспортные самолёты пришли на смену "гантракам". Сама концепция возникла ещё в годы 2МВ, но окончательно её обкатали во Вьетнаме. Фото ВВС США
С этого момента "шахид-мобили" по-американски стали нести слишком серьезные потери и вскоре сильно уменьшили свою деятельность, хотя и оставались в ходу до конца войны. Служить на таком чудо-грузовичке в армии США считалась плохой приметой. Тогда же в армии, а точнее, в ВВС США оформился ещё один вид техники для огневой поддержки пехоты. Речь о так называемых "ганшипах" — транспортных самолётах, вооруженных большим количеством пулемётов и автоматических пушек. Такие армия США использует и по сей день. О них мы расскажем в одном из наших следующих материалов.
Приглашаем друзей и читателей "Зеленого края" присоединиться к нашему Телеграм-каналу. Все лучшие военные видео и мемы, качественные комментарии к новостям, аналитика и озвучка лучших статей в форме подкаста. Ждем вас там, это интересно! В связи с резким падением показов на Дзене, прошу по возможности поддержать автора. Кнопка поддержки расположена в конце статьи, справа. Спасибо всем, кто откликнется.
Читайте ещё: Орбитальная тряска. "3 русских аппарата, запущенных 5 февраля, творят невероятное". В США с удивлением наблюдают за нашими новыми спутниками На что им пришлось идти, чтобы защититься от партизан