Онищенко о значении тактической медицины: Великую Отечественную войну выиграли раненые

Онищенко о значении тактической медицины: Великую Отечественную войну выиграли раненые
ТАСС | Сорокин Донат

Занятия по основам тактической медицины, которые сейчас проводят в различных российских городах волонтеры, нужны не только тем, кто готовится к возможной частичной мобилизации или собирается отправиться в зону СВО добровольцем, но и рядовым гражданам, уверен заместитель президента РАО, политик, академик РАН Геннадий Онищенко.

По его мнению, эти специфические знания могут спасти человеку жизнь в случае того же ДТП или другого происшествия. Кроме того, он напомнил о высказывании маршала Константина Рокоссовского после Великой Отечественной войны, который произнес: «Победу мы выиграли ранеными».

В интервью для ФАН Онищенко высказал мысль, что не лишним было бы вернуть систему получения военно-учетной специальности для студентов медицинских вузов и педагогов. Вдобавок был затронут вопрос процесса интеграции новых регионов в систему образования РФ.

Онищенко о значении тактической медицины: Великую Отечественную войну выиграли раненые
Федеральное агентство новостей / Степан Яцко

— Как идет процесс интеграции новых регионов, в части образовательных учреждений в частности?

— С 1 января под крыло Минздрава РФ перейдут два вуза: Донецкий национальный медицинский университет им. Горького и Луганский государственный медицинский университет им. Святителя Луки. Они будут подчиняться непосредственно Минздраву РФ. Все вузы новых регионов будут вверены соответствующим ведомствам: там ведь не только медицинские учебные заведения, есть и военные, и педагогические и так далее. Ведь Донецк в советское время был одним из крупных образовательных, научных и промышленных центров страны.

Во-вторых, вспомните, у нас была внедрена болонская система: магистратура и бакалавриат. Однако нам тогда удалось сохранить в медицинском образовании специалитет. То есть я пришел учиться, после шестого курса получаю диплом специалиста, потом ординатура, интернатура и так далее. У них же было разделено. Сейчас надо будет внедрять в эти вузы наши федеральные образовательные стандарты.

— Как они будут догонять наши стандарты?

— Задача упрощается тем, что часть вузов была аккредитована нами еще около пяти лет назад. Например, Донецкий мединститут получил аккредитацию где-то в 2017 году. И они уже давно начали выдавать дипломы российского образца. Луганчане с этим вопросом чуть затянули, но и здесь проблема решается. В целом, на примере того же Донецка — из 19 вузов 16 еще до признания республики выдавали российские дипломы. Чтобы молодые специалисты, если пожелают переехать в РФ, могли спокойно трудоустроиться.

Самое интересное, что украинская сторона активно зазывала донецкую молодежь — мол, приезжайте мы вам дипломы украинского образца выдадим. Но мы как-то раз устроили проверку. Украинцы после событий 2014 года, как они посчитали, перенесли Донецкий национальный университет им. М. Горького на подконтрольную Киеву территорию. Мы позвонили в этот вуз, нам говорят: приезжайте, дадим вам украинский диплом, поедете с ним хоть в Европу. Кончилось тем, что засланному мальчику ничего не дали.

— А как проходит интеграция медицинских учреждений?

— С 2014 года медицинская сфера Донецка и Луганска практически полностью финансировалась из российского бюджета. И их министерства здравоохранения сами распоряжалось этой помощью. Теперь эти ведомства будут подчинены Минздраву РФ.

— Насколько возросла эпидемиологическая нагрузка и нагрузка на медицинские учреждения с прибытием беженцев?

— Во-первых, это уже не та волна новоприбывших, если сравнивать с тем же 2014 годом. Люди, которые решают навсегда сменить место жительства, рассредоточиваются по стране. Но большинство, переждав бомбежки, возвращаются домой. Поэтому я не могу сказать, что у нас неподъемные толпы беженцев. Были пиковые скопления людей, но это все временная история, которую можно сравнить с любым ЧП: затопило территорию людей эвакуировали, раскладушки расставили, вода ушла — люди вернулись в город. Так и здесь.

Онищенко о значении тактической медицины: Великую Отечественную войну выиграли раненые
ТАСС | Сорокин Донат

— После объявления частичной мобилизации во многих крупных городах добровольцы и волонтеры начали проводить занятия по основам тактической медицины. То есть обучать желающих, как надо действовать при ранениях. Такие уроки выживания начали пользоваться спросом среди горожан, которые еще не были призваны, но на всякий случай решили подготовиться. Что вы думаете по этому поводу: нужны ли эти занятия?

— Эти знания нужны каждому человеку в обычной жизни, а не только тем, кто готовится к частичной мобилизации. У нас сегодня основным средством передвижения является автомобиль: не дай бог в кювет улетит, что будете делать?

Я считаю, что для студентов-медиков надо вернуть систему получения военно-учетной специальности. Мы на 4-5 курсе проходили военную кафедру. У нас были занятия «Организация и тактика медицинской службы» (ОТМС), приобретались специфические военные знания. В частности, в ОТМС прописана та же проблема выбора: когда раненых несколько, кого спасать первым. И я вас уверяю, действия врача, владеющего ОТМС, будут отличаться от обычного гражданского специалиста, которому не довелось получить специфических навыков. Так вот помимо того, что после окончания медицинского вуза выпускник имел военно-учетную специальность, он потом еще и периодически проходил переподготовку по ней, получая не только новые знания, но и военные звания.

Есть такое выражение — Великую Отечественную войну выиграли раненые. Около 78% солдат и офицеров, которые брали Берлин — это вернувшиеся в строй раненые. В ходе лечения ранее полученных ранений им не просто сохранили жизнь, но и боеспособность.

Онищенко о значении тактической медицины: Великую Отечественную войну выиграли раненые
ТАСС | Григоров Гавриил

Как заместитель президента Российской академии образования и как врач, я считаю, в систему подготовки учителей, педагогов и воспитателей нам надо вернуть курс, который дает им знания уровня младшего медработника. В СССР молодой педагог, заканчивая учебное заведение, имел военно-учетную специальность «Медицинская сестра». А это очень большие знания и педагог уже смотрел на ребенка не только с точки зрения его обучения, но и здоровья.

Помимо прочего были и полугодовые вечерние медицинские курсы от Красного Креста. Обучение на этих курсах велось бесплатно, окончившие их получали удостоверение, дававшее право выполнять обязанности медицинских сестер в военное время. Медсестер готовили на случай военных действий, чтобы они могли оказывать помощь не только на фронте, но, прежде всего, в тылу. Кстати, в населенных пунктах, где был недостаток специалистов, медучреждение могло взять человека с этим удостоверением в штат, в качестве среднего медработника.

— Как оцениваете здоровье российских детей?

— Хочется отметить, что есть определенная борьба между медиками и педагогами. Педагогам главное — вложить максимальное количество знаний в голову ребенка, независимо от того, как этот ребенок загружен и как он питается. Какое у этого ребенка в итоге здоровье, уже не думают. А у нас около 17 млн школьников, из которых один миллион с особенностями возрастного развития, плюс 90 тысяч детей инвалидов. И всем этим детям надо создать условия, чтобы, во-первых, они не были перегружены учебным процессом, а, во-вторых, чтобы было нормальное питание.

Онищенко о значении тактической медицины: Великую Отечественную войну выиграли раненые
НЕВСКИЕ НОВОСТИ | Кирилл Конторщиков

Нас, медиков, сейчас беспокоит, что у школьников развиваются патологические пищевые привычки и наблюдается низкая физическая активность. Эндокринная система ребенка, которой приходится работать всю ночь, к таким «подаркам» не готова. В результате растет количество детей с такими диагнозами как диабет и ожирение. Поэтому я выступаю за полноценное бесплатное питание для всех школьников. Старшеклассникам правильный режим и нормальная еда нужна не меньше, чем детсадовцам.


Анастасия Бережная