Опять «планируем» и опять «в следующем году» — в 2023! Это Минтруд сказал про рост зарплат населения страны…

Опять «планируем» и опять «в следующем году» — в 2023! Это Минтруд сказал про рост зарплат населения страны…
Минтруд ожидает рост зарплат по итогам года ниже инфляции

Речь идет об 11,6%

Среднее увеличение номинальной заработной платы в РФ по итогам года ожидается на уровне 11,6%, это ниже инфляции. Об этом сообщила в среду замминистра труда и социальной защиты РФ Елена Мухтиярова на заседании Генсовета Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР).

«По итогам года среднее увеличение номинальной заработной платы ожидается на уровне 11,6%, это ниже инфляции несколько <…>. В следующем году мы планируем выйти на рост реальной заработной платы», — сказала она.

Замминистра отметила, что с учетом динамики зарплат в 2022 году из резервного фонда правительства РФ было выделено более 22 млрд рублей, чтобы обеспечить выполнение целевых показателей по заработной плате работников бюджетной сферы.

Кроме того, по ее словам, в бюджете следующей трехлетки предусмотрено ежегодное повышение оплаты труда отдельных работников бюджетной сферы.

Постановления о повышении зарплаты бюджетникам вступили в силу с 1 июля 2022 года. Правительство планирует повышать зарплаты государственным служащим также и в 2023 – 2025 годах. Попробуем подробнее разобраться в этом вопросе.

Кто считается бюджетником?

К бюджетникам принято причислять всех работников, которые получают зарплату из государственного бюджета (учителя, учёные, чиновники, работники силовых структур и т.д.). Однако, не совсем правильно будет объединять всех таких людей в одну категорию. Поэтому бюджетников принято делить на следующие группы:

  • Государственные служащие. Сотрудники государственных органов и учреждений.
  • Работники бюджетной сферы. Сюда можно отнести учителей, врачей, воспитателей в детских садах, работников культуры и некоторых других.

Отличие между этими двумя категориями бюджетников кроется в уровне их материального и социального обеспечения. Уровень окладов государственных служащих регулируется отдельным законом и в большинстве случаев он заметно выше, чем у работников бюджетной сферы. Государственные служащие также нередко получают надбавки за звания, ранги, чины.

Общее количество бюджетников в России составляет 33 миллиона человека, то есть примерно 30% от всего работоспособного населения (количество трудоспособного населения в России 83 миллиона человек). Количество государственных служащих и работников бюджетной сферы примерно равное.

В России 33 миллиона бюджетников — это примерно 30% от всего трудоспособного населения.

Размер заработной платы бюджетников может существенно отличаться в зависимости от стажа, региона и других параметров. Средние значения примерно следующие:

Профессия Оклад
Социальные работники Около 35 тысяч рублей
Средний медицинский персонал Около 39 тысяч рублей
Учителя средних школ Около 45 тысяч рублей
Воспитатели в детских садах Около 35 тысяч рублей
Младший медицинский персонал Около 35 тысяч рублей
Врачи имеющие высшее образование Около 75 тысяч рублей
Преподаватели в ВУЗах Около 90 тысяч рублей

Как устанавливают зарплату бюджетникам

Владимир Путин в 2012 году объявил о вступлении в силу майских указов направленных на повышение заработной платы учителям, медикам и другим работникам бюджетной сферы (Указ президента РФ номер 597).

Повышение заработных плат  осуществлялось в несколько этапов. Результаты повышений должны быть следующими:

  • Уровень зарплат медицинских работников с высшим образованием и преподавателей высших учебных заведений должен быть не менее 200% от уровня средней заработной платы в регионе.
  • Заработные платы социальных работников, а также младшего медицинского персонала должны быть не менее средней зарплаты в регионе.

Далеко не все работники бюджетной сферы попали в число тех, на кого распространились майские указы президента. По этой причине был подготовлен закон о федеральном бюджете на 2020, 2021 и 2022 годы. Исходя из этого закона будут повышаться заработные платы бюджетных работников, которых обошли стороной майские указы.

Помимо этого некоторым работникам бюджетной сферы будут повышены заработные платы вне зависимости от индексации из-за повышения уровня минимального размера оплаты труда. МРОТ был повышен 1 января до уровня 13 890 рублей. Данное повышение коснется примерно 1,6 миллионов бюджетников.

Повышение зарплаты бюджетникам в 2022 году

У многих возникает логичный вопрос — когда повысят зарплату бюджетникам в 2022 году? Индексация заработных плат работникам бюджетной сферы традиционно в течение последних нескольких лет проходит 1 октября. Увеличение зарплаты осуществляется на величину не меньшую, чем инфляция. Предыдущее повышение зарплат выглядело следующим образом:

  • В 2019 году заработные платы были подняты на 4,3%, в то время как инфляция в 2018 году составила 4,27%.
  • В 2020 году зарплаты были повышены на 3%, а инфляция за 2019 год была на уровне 3,05%.
  • В 2021 году уровень заработных плат был повышен на 4%, в 2020 году размер инфляции составил 4,91%.

Будет ли повышена зарплата бюджетников в 2022 — последние новости России говорят о том, что стоит ожидать повышения на 4%, несмотря на то, что размер инфляции за 2021 год достиг 8,39%.

Данное повышение касается тех работников бюджетной сферы, которые не подпадают под майские указы президента РФ. К таким работникам относятся следующие категории бюджетников: государственные служащие, гражданские работники Росстандарта, Роспотребнадзора, МЧС и некоторых других государственных структур.

Сотрудников бюджетных организаций, которые попали под действие майских указов, также ждёт повышение заработных плат, но уже по другой схеме. Их оклады будут повышены 1 октября 2022 года. Главная особенность новой схемы начисления заработных плат — это подгон их размера под среднюю заработную плату по региону. При этом повышение зарплаты бюджетникам в 2022 году в каждом конкретном случае зависит  от распоряжения местных властей и руководителей учреждений (школы, больницы, детские садики и т.д.).

Ходили упорные слухи, что всем бюджетникам вне зависимости от категории в июне 2022 года будет повышена заработная плата на 10%. Однако, этого не произошло, были повышены пенсии, минимальный размер оплаты труда и уровень прожиточного минимума.

Как будет работать новая система?

Регионы российской федерации достаточно сильно отличаются друг от друга по уровню благосостояния. Поэтому в последнее время наметилась такая тенденция, как миграция работников в более благополучные регионы. Поэтому во многих населённых пунктах, не отличающихся высоким уровнем благосостояния, наметился дефицит кадров. Данную проблему принято решать путем внедрения новой системы оплаты труда в бюджетной сфере.

Новая система начала внедряться уже в 2022 году, для этого предпринимаются следующие шаги:

  • Заработные платы бюджетникам будут повышаться с учётом размера среднего оклада в регионе. Также планируется и внутрирегиональное выравнивание уровня доходов. Например, базовый расчёт оклада сельских врачей и учителей в Ярославской области будет таким же, как и у городских учителей.
  • Федеральный минимальный размер оплаты труда теперь будет устанавливаться для расчёта окладов во всех регионах. Также запрещается устанавливать федеральный МРОТ в нижнюю сторону. Ранее субъекты имели возможность самостоятельно устанавливать МРОТ.
  • Теперь тарифная сетка состоит из 18 разрядов, при начислении разряда учитывается стаж, уровень профессионализма, степень ответственности и некоторые другие параметры.
  • Оплате за сверхурочные, а также работу на праздники и выходные уделяется дополнительное внимание.
  • Надбавки и премии будут начисляться за работу в сельской местности и отдалённых регионах, за наличие особых заслуг и вредные условия.
  • Повышенное поощрение наиболее добросовестных и ответственных сотрудников.
  • Руководители будут существенно ограничены в возможности распределять бюджет и определять уровень оклада для сотрудников.

Реализация описанных выше пунктов позволит существенно снизить уровень неравенства окладов работников бюджетной сферы. Также, когда поднимут зарплату бюджетникам, можно ожидать общего роста благосостояния.

Основная задача новой системы расчёта оклада труда бюджетников — это решение проблемы дефицита кадров в населённых пунктах, уступающих остальным по уровню благосостояния.

Будет ли выплачена 13 зарплата?

Стимулирование сотрудников — это распространённая практика, которая применялась ранее и будет использоваться в будущем. Одним из примеров такого стимулирования является 13 зарплата. Условия начисления 13 заработной платы прописываются в регламентирующих документах, включая контракт сотрудника.

В законах Российской Федерации не сказано, что данный способ премирования должен быть привязан к каким-либо конкретным датам. Выплата может быть как годовой, так и квартальной и полугодовой. Подобное активно практикуют и в частных компаниях, чаще всего работникам в декабре дополнительно начисляют ещё 1-3 оклада. Для работников бюджетных организаций привычнее понятие 13-ой зарплаты.

Стоит ли ожидать тринадцатую заработную плату в 2022 году? Можно смело сказать, что это коснётся многих бюджетных организаций, в первую очередь силовых структур и работников банковской отрасли. На вероятность начисления 13 зарплаты сказывается и особенности региона и результативность работы.

Какой будет минимальная зарплата бюджетников в 2022 году?

Минимальная зарплата бюджетников в 2022 году зависит от МРОТ и прожиточного минимума как на федеральном, так и на региональном уровне. Исходя из указа президента Российской Федерации Владимира Путина, заработные платы бюджетников будут индексированы на официальный размер инфляции. С учетом этого минимальный оклад составит 15 140 рублей.

Работники бюджетных организаций обязаны получать не менее МРОТа, и его размер един для всех субъектов Российской Федерации. В реальности же минимальные заработные платы получают сотрудники, практически не имеющие опыта работы в небольших населенных пунктах.

Минимальная зарплата бюджетников в 2022 году составит 15 140 рублей.

Как поступить в том случае, если заработная плата не была повышена?

Как уже было сказано выше, зарплата бюджетников с января 2022 года должна быть повышена. Что делать сотруднику, если размер его оклада не будет увеличен? На законодательном уровне размер заработной платы не установлен, но имеются определенные ограничения (заработная плата не может быть меньше МРОТа в регионе).

Помимо этого работодатель обязуется повышать заработную плату исходя из уровня текущей инфляции (положение прописано в ст. 134 ТК РФ). В случае с бюджетными учреждениями размер индексации зарплаты определяется нормативно-правовыми актами.

Если сотрудник остался без повышения оклада он имеет возможность пожаловаться на данную проблему следующим инстанциям:

  • Руководителю бюджетной организации (директор школы, главврач и т.д.).
  • Учредителю – министерство образования, министерство охраны здоровья и т.д.
  • Вышестоящим органом – в том случае, если, допустим, городское управление образования не дало ответа на запрос, можно обратиться в региональное министерство образования.

Нередко, если размер заработной платы выше, чем минимальный размер оплаты труда, жалобы не дают ожидаемого эффекта.

Опубликованы цифры индексации зарплат бюджетников в 2023, 2024, 2025 годах. Стал известен размер повышения зарплат и окладов

Зарплаты бюджетников проиндексируют на 1 трлн рублей за три года. Удивительно что не в процентах!

Минфин России запланировал увеличить зарплатный фонд работников бюджетной сферы на 1,006 трлн рублей в 2023-2025 годах.

Это почти в два раза превышает запланированный на эти же цели объем в 2022-2024 годах, сообщается со ссылкой на методику расчета предельных базовых бюджетных ассигнований федерального бюджета.

По данным издания, в 2023 году за счет индексации оклады бюджетников вырастут на 104,7 млрд рублей, в 2024 году — на 359 млрд рублей, а в 2025 году — на 541,7 млрд рублей.

В абсолютном выражении больше всего средств планируют направить военным: их зарплаты проиндексируют суммарно на 547 млрд рублей.

280 млрд рублей за три года хотят выделить работникам федеральных государственных учреждений,

120 млрд рублей — гражданским госслужащим,

27,8 млрд рублей — судьям,

22,3 млрд рублей — прокурорам.

Военнослужащим планируется проиндексировать денежное довольствие в соответствии с прогнозными темпами инфляции — на 6,1% в 2023 году и на 4% в 2024 и 2025 годах, сообщается в материалах Минфина.

Работникам федеральных госучреждений (учителям, социальным работникам, младшему и среднему медперсоналу) оклады увеличат на ожидаемый темп роста средней номинальной зарплаты по стране, то есть на 9,9% в 2023 году, 7,7% в 2024 году и 6,5% в 2025 году.

Минфин не раскрывает общего количества сотрудников, которых затронет индексация.

На сколько индексировали зарплаты федеральным бюджетникам раньше

В 2019 году их подняли на 4,3% при инфляции в 2018-м на уровне 4,26%.
В 2020 году зарплаты увеличили на 3%, при инфляции в 2019 году в 3,04%.
В 2021 году зарплаты подняли на 4% (кроме чиновников), при инфляции за 2020 год на уровне 4,91%.

В 2022 году ожидается индексация на 4%, инфляция за 2021 год составила 8,39%.

Как происходит индексация зарплат бюджетников

Трудовой кодекс обязывает работодателей индексировать зарплату, однако не предписывает конкретные механизмы и периодичность.

Неудивительно, что единого сценария повышения зарплат для бюджетников нет: в хорошие годы власти стараются производить ее ежегодно, и то во второй половине года, что позволяет несколько сэкономить, в плохие — делают перерыв.

Например, в 2021 году индексация зарплат государственных федеральных служащих не проводилась, напоминает эксперт. Кроме того, приостановка индексации зарплат чиновников применялась в 2014, 2015 и 2016 годах на фоне кризиса и нехватки денег в бюджете. Нерегулярно проводится индексация зарплат у категорий бюджетников, оказавшихся за пределами майских указов 2012 года.

Размер индексации учитывает уровень инфляции, а также то, к какой категории относится бюджетник. «Если, например, по каким-либо причинам — политическим или экономическим — приоритетной группой выбираются силовики, то им индексация производится в первую очередь. Крайне редко бывает так, что выплаты назначаются сразу всем категориям работников бюджетной сферы».

Есть отличия и в том, в ведении федеральных или региональных властей находится работник — последние имеют право принимать решения об индексации самостоятельно и финансировать ее из бюджета субъекта.

В России традиционно большинство социальных выплат индексируют по прогнозной инфляции, а не по фактической. За счет этого бюджет экономит деньги в годы после роста потребительских цен, опередившего прогноз. Осенью 2021 года президент Владимир Путин поручал проиндексировать все соцвыплаты, финансируемые из федерального бюджета, по фактической инфляции 2021 года, которая оказалась выше прогноза из-за резкого удорожания продовольствия в мире.

Это было разовое решение. В целом же идея привязать рост социальных выплат к фактической инфляции обсуждалась еще в 2015 году.

Предлагаемые Минфином изменения не очень масштабны.

«По сравнению с действующей версией бюджета на 2023 год к 2025 году расходы на оплату труда вырастут менее чем на 15%. Согласно базовому прогнозу социально-экономического развития инфляция на конец 2023 года составит более 6% и выйдет на уровень 4% лишь к концу 2024 года. В совокупности это означает крайне ограниченный рост фонда оплаты труда федеральных бюджетников в ближайшие годы в реальном выражении», — отмечает эксперт.

Согласно материалам ведомства в 2023–2025 годах общие расходы федерального бюджета на оплату труда составят 4,2 трлн, 4,6 трлн и 4,8 трлн руб. соответственно.

Общий фонд оплаты труда в секторе госуправления в 2020 году рейтинговое агентство НКР оценивало (по данным ФНС об отчислениях НДФЛ) примерно в 3,6 трлн руб. По данным Казначейства, в том же году расходы федерального бюджета на выплаты персоналу государственных органов составили 795 млрд руб., на выплаты персоналу «в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны» — 1,95 трлн руб.

Численность бюджетников может меняться от года к году, в том числе в связи с окончанием действия программ и завершением мероприятий, что учитывается при планировании.

По его мнению, Министерство финансов в целом традиционно консервативно подходит к принятию расходных обязательств на будущие годы. Минфин может быть не уверен в объемах налоговых поступлений в бюджет.

Надежда, что все вернется на круги своя, есть только на 2025 год, поэтому именно в этот период запланирована самая масштабная индексация, полагает он.

«Проектировкам Минфина на 2023 год вполне можно верить, они отражают современные экономические реалии. В 2024 году и 2025 году возможны серьезные корректировки».

Кто такие госслужащие и бюджетники

В обиходе так называют всех тех, кто получает зарплату из бюджета: чиновники, силовики, работники госучреждений, врачи, учителя, ученые. Но объединять всех бюджетников в одну большую категорию не совсем верно. В соответствии с законодательством, они подразделяются на разные категории:

  • госслужащие (лица, работающие в государственных органах, в госучреждениях);
  • работники бюджетной сферы (учителя, ученые, врачи, воспитатели детских садов, сотрудники учреждений культуры и преподаватели вузов).

Разница кроется не только в названии, но и в подходе к материальному обеспечению, подчинению и социальному обслуживанию. Как водится, у госслужащих оно несколько лучше. Да и их оклады и надбавки регулирует отдельное законодательство.

Пример. Кроме роста окладов, повышение зарплаты госслужащим, и гражданским, и силовикам, предполагает регулярное увеличение надбавок за чины, звания, ранги и т. д. Так, гражданским служащим соответствующие доплаты на 2022 год установлены Указом президента от 31.12.2021 № 749.

Поскольку зарплаты чиновников и военных подчиняются специфическим правилам, мы остановимся подробнее на том, какое увеличение окладов было предусмотрено для так называемых «других категорий».

Образование, медицина, культура

По приблизительным подсчетам, в России в бюджетной сфере трудятся около 33 млн человек. От всех граждан трудоспособного возраста (примерно 83 млн человек) доля бюджетников составляет более третьей части. Из них около половины составляют те, кого нельзя назвать госслужащими, в частности, сотрудники:

  • школ;
  • детских садов;
  • средних и высших учебных заведений;
  • медицинских учреждений;
  • библиотек, музеев и других культурных учреждений;
  • научных институтов.

Заработную плату все они получают из государственного бюджета РФ: федерального или местного. Условия их работы регулируют Трудовой кодекс РФ, нормативно-правовые акты, разработанные ведомством, которое руководит деятельностью учреждения. Например, для врачей это Минздрав, а для работников культуры — Минкульт.

Примечательно, что, хотя все эти НПА (в отличие от силовых ведомств) являются открытыми и общедоступными, уровень зарплат работников этих структур официально понять сложно. Система оплаты труда предполагает не только оклад, но и целый пласт различных премий, дотаций и бонусов. Поэтому, например, оклад ведущего бухгалтера в бюджетной организации установлен единый, а вот на руки разные сотрудники в разных отраслях получат совершенно разные суммы.

Однако когда речь идет о средних зарплатах, то при их подсчете обычно учитываются все доплаты. Например: из документов Росстата следует, что средняя зарплата по стране в феврале 2020 составила 47 257 рублей. Поскольку выборку статистики делали по всем регионам и городам, для небольших городов этот показатель оказался завышен: на практике врачи и учителя в небольших муниципальных образованиях получают всего по 12 000-15 000 рублей в месяц. Ежегодно в июле Росстат публикует данные по средним заработным платам отдельных категорий работников социальной сферы и науки в организациях государственной и муниципальной форм собственности по субъектам Российской Федерации за предыдущий год.

Сводные данные по стране

На сколько индексировать зарплату с 1 июня 2022 года

Увеличить зарплату придется 10 процентов. Такое решение принял Президент и озвучил его на заседании президиума Госсовета 25 мая 2022 года.

Работодатель обязан индексировать зарплату для сохранения ее реального содержания. Минимальный коэффициент — индекс потребительских цен, его определяет Росстат. Работодатель вправе использовать повышенный коэффициент, но не ниже официальной инфляции. Формулу определения коэффициента разрабатывает работодатель и фиксирует в своих локальных актах.

В локальном документе можно закрепить зависимость индексации от финансовых возможностей организации (определение Верховного суда от 24.04.2017 № 18-КГ17-10). При наличии финансовых трудностей компания сможет отложить индексацию до лучших времен. Но работодатель должен четко определить финансовые критерии, при которых индексации проводится и откладывается.

Региональные значения МРОТ с 1 июня 2022 года

Регион МРОТ с 1 июня 2022 года Основание
Республика Адыгея 15 279 рублей Региональное трехстороннее соглашение на 2020 — 2022 годы от 30.06.2020 № 02/2020
Республика Алтай 21 390,6 рублей

с учетом районного коэффициента

Соглашение о региональном МРОТ от 26.04.2021
Республика Башкортостан  ЗАТО Межгорье:
  • 23 613 руб. — бюджетный сектор и НКО
  • 24 140 руб. — внебюджетный сектор

плюс процентная надбавка

Остальная территория Республики:

  • 15 973,5 — бюджетный сектор и НКО
  • 16 330 руб. — внебюджетный сектор
Региональное соглашение от 24 декабря 2021 года
Республика Бурятия 15 279 рублей

плюс районный коэффициент и процентная надбавка

Региональное соглашение от 14.03.2018 № 01.08-010-45/18 (продлено до 31.12.2023)
Республика Дагестан  15 279 рублей

плюс коэффициент за работу в пустынной и безводной местности

Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
Республика Ингушетия  15 279 рублей Региональное соглашение о МРОТ на 2022 год от 27.12.2021 № 359
Кабардино-Балкарская Республика  15 279 рублей Региональное соглашение о МРОТ на 2020-2022 годы, Решение от 07.07.2020 № 1
Республика Калмыкия  15 279 рублей

плюс коэффициент за работу в пустынной и безводной местности

Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
Карачаево-Черкесская Республика 15 279 рублей Региональное соглашение о МРОТ от 30.12.2021
Республика Карелия  15 279 рублей

плюс районный коэффициент и процентная надбавка

Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
Республика Коми  15 279 рублей

плюс районный коэффициент и процентная надбавка

Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
Республика Крым  15 279 рублей Соглашение о МРОТ на 2021-2023 годы от 30.04.2021
Республика Марий Эл  15 279 рублей Региональное соглашение на 2022-2024 годы от 11.10.2021 № 147
Республика Мордовия  15 279 рублей Трехстороннее соглашение на 2022-2024 годы от 27.12.2021
Республика Саха (Якутия)  15 279 рублей

плюс районный коэффициент и процентная надбавка

Соглашение о региональном МРОТ на 2021-2022 годы от 30.04.2022
Республика Северная Осетия – Алания  15 279 рублей Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
Республика Татарстан
  • 15 279 руб. — бюджетный сектор
  • 16 700 руб. — внебюджетный сектор
Региональное соглашение о МРОТ от 24.12.2021 № 324
Республика Тыва  15 279 рублей

плюс районный коэффициент и процентная надбавка

Региональное соглашение о МРОТ от 26.03.2021
Удмуртская Республика  15 279 рублей

на эту сумму начисляется районный коэффициент 1,15, который действует в Республике

Трехстороннее соглашение от 16.02.2021 № АБ-434/3
Республика Хакасия 15 279 рублей

на эту сумму начисляются районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории Республики

Трехстороннее соглашение о МРОТ на 2022-2024 годы от 28.12.2021
Чеченская Республика  15 279 рублей Трехстороннее соглашение на 2020-2022 годы от 26.12.2019
Чувашская Республика  15 279 рублей Трехстороннее соглашение о социально-экономическом партнерстве от 13.12.2019 № 274
Алтайский край
  • 15 279 руб. — бюджетный сектор, общественные работы и организации инвалидов
  • 16 638 руб. — внебюджетный сектор

плюс районный коэффициент

Региональное соглашение о МРОТ на 2022-2024 годы от 25.11.2021 № 142-с
Забайкальский край  15 279 рублей

плюс районный коэффициент и процентная надбавка

Трехстороннее соглашение от 01.08.2018 № 40-Д/СГ-2
Камчатский край 15 279 рублей

на эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера, которые действуют на территории края

Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
Краснодарский край
  • 15 279 руб. — бюджетный сектор,
  • 16 043 руб. — внебюджетный сектор
Региональное соглашение о МРОТ на 2022-2024 годы от 30.12.2021, Решение краевой трехсторонней комиссии от 30.12.2021 № 11-1
Красноярский край 15 279 рублей

плюс районный коэффициент и процентная надбавка

Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
Пермский край  15 279 рублей

плюс районный коэффициент

Трехстороннее соглашение от 30.12.2019 № СЭД-01-45-50
Приморский край  15 279 рублей

плюс районный коэффициент и процентная надбавка

Региональное соглашение о МРОТ на 2021-2024 годы от 01.05.2021
Ставропольский край  15 279 рублей Трехстороннее соглашение на 2022-2024 годы от 20.10.2021 № 1
Хабаровский край 15 279 рублей

плюс районный коэффициент и процентная надбавка

Трехстороннее соглашение на 2020-2022 годы от 30.01.2020 № 60
Амурская область 15 279 рублей

плюс районный коэффициент и процентная надбавка

Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
Архангельская область 15 279 рублей

плюс районный коэффициент и процентная надбавка

Архангельское областное трехстороннее соглашение на 2021-2023 годы от 29.12.2020
Астраханская область 15 279 рублей

плюс коэффициент за работу в пустынной и безводной местности

Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
Белгородская область 15 279 рублей Региональное соглашение на 2020-2022 годы от 17.12.2019 № 43
Брянская область 15 279 рублей Региональное соглашение от 28.12.2021 на 2022 год
Владимирская область  15 279 рублей Трехстороннее соглашение на 2021-2023 годы от 24.12.2020 № 364
Волгоградская область
  • 15 279 руб. — бюджетный сектор
  • 16 961 руб. — внебюджетный сектор
Региональное соглашение о МРОТ от 16.12.2021
Вологодская область 15 279 рублей

плюс районный коэффициент

Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
Воронежская область  15 279 рублей Трехстороннее соглашение на 2020-2022 годы от 13.12.2019 № 17с
Ивановская область  15 279 рублей Региональное соглашение о МРОТ на 2020-2022 годы от 23.01.2020 № 1-с с Допсоглашением от 12.02.2021 № 8-с
Иркутская область 15 279 рублей

плюс районный коэффициент и процентная надбавка

Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
Калининградская область 15 279 рублей Региональное соглашение о МРОТ от 14.12.2021
Калужская область 15 279 рублей Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
Кемеровская область – Кузбасс
  • 19 862 руб. — бюджет, малый бизнес, предприятия ЖКХ и пассажирского транспорта
  • 26 921 руб. — остальные работодатели
Трехстороннее соглашение на 2022-2024 годы от 07.10.2021 № 12, Постановление Правительства Кемеровской области от 13.12.2021 № 742
Кировская область 15 279 рублей

плюс районный коэффициент

Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
Костромская область  15 279 рублей

плюс районный коэффициент

Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
Курганская область 15 279 рублей

на эту сумму начисляется районный коэффициент за стаж работы в районах и местностях с особыми климатическими условиями

Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
Курская область  15 279 рублей Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
Ленинградская область 15 950 рублей Соглашение о минимальной заработной плате от 28.01.2022 № 3/С-22
Липецкая область 15 279 рублей Трехстороннее соглашение о минимальной оплате труда от 21.12.2020 № 60
Магаданская область 15 279 рублей

на эту сумму начисляются районный коэффициент — 1,7 и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера, которые действуют на территории области

Соглашение о минимальной оплате труда от 16.07.2021 № 3
Московская область
  • 15 279 руб. — федеральные бюджетники
  • 17 930 руб. — остальные работники
Соглашение о МРОТ в 2022 году от 23.12.2021 № 201
Мурманская область  15 279 рублей

плюс районный коэффициент и процентная надбавка

Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
Нижегородская область  15 279 рублей Соглашение от 09.01.2018 № 2-П/4/А-11 с Дополнительным соглашением от 02.02.2021 № 8-П/26/А-43
Новгородская область 15 279 рублей Региональное соглашение о МРОТ в Новгородской области от 02.11.2020 № 01-53/303 с Дополнительным соглашением от 21.06.2021 № 01-53/238
Новосибирская область 19 098 рублей

с учетом районного коэффициента — 1,25

Трехстороннее соглашение от 03.12.2019 № 5/2
Омская область 15 279 рублей и 15 500 рублей

на эту сумму начисляется районный коэффициент 1,15

Региональное соглашение о МРОТ от 16.12.2021 № 65-РС
Оренбургская область 15 279 рублей

на эту сумму начисляется районный коэффициент за стаж работы в районах и местностях с особыми климатическими условиями

Соглашение между Правительством, профсоюзами и работодателями Оренбургской области «О взаимодействии в сфере социально-трудовых отношений и социальной защиты населения Оренбургской области на 2020-2022 годы» от 29.11.2019; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973
Орловская область  15 279 рублей Трехстороннее соглашение на 2020-2022 годы от 30 декабря 2019 года
Пензенская область  15 279 рублей Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
Псковская область  15 279 рублей Региональное соглашение о МРОТ на 2022 год от 13.12.2021 № МВ-286
Ростовская область
  • 15 279 руб. — бюджетный сектор
  • 18 335 руб. — внебюджетный сектор

плюс коэффициент за работу в пустынной и безводной местности

Трехстороннее соглашение на 2020-2022 годы от 21.11.2019 № 13
Рязанская область  15 279 рублей Региональное соглашение о МРОТ на 2022 год от 28.12.2021 № 133-1
Самарская область  15 279 рублей Региональное соглашение о МРОТ на 2018-2023 годы от 26.12.2017
Саратовская область  15 279 рублей Соглашение о МРОТ на 2022 год от 15.10.2021
Сахалинская область 15 279 рублей

плюс районный коэффициент и процентная надбавка

Соглашение о МРОТ на 2022 год от 15.12.2021 № 396
Свердловская область  15 279 рублей

плюс районный коэффициент 1,15 или 1,20

Трехстороннее соглашение на 2021-2023 годы от 11.03.2021 № 7-р
Смоленская область  15 279 рублей Трехстороннее соглашение на 2020-2022 годы от 19.12.2019
Тамбовская область  15 279 рублей Региональное соглашение на 2020-2022 годы от 24.12.2019 № 13
Тверская область  15 279 рублей Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
Томская область  15 279 рублей

плюс районный коэффициент и процентная надбавка

Региональное соглашение о МРОТ на 2022 год от 28.12.2022
Тульская область  15 279 рублей Региональное соглашение о МРОТ от 16.12.2021
Тюменская область  15 279 рублей

плюс районный коэффициент и процентная надбавка

Региональное соглашение от 15 ноября 2019 года с Дополнительным соглашением № 3 от 23.12.2021
Ульяновская область
  • 15 279 руб. — бюджетный сектор и малый бизнес
  • 15 700 руб. — остальные работодатели
Трехстороннее соглашение о МРОТ в 2022 году от 26.11.2021 № 107-ДП
Челябинская область 15 279 рублей

на эту сумму начисляется районный коэффициент 1,15, который действует в Челябинской области

Трехстороннее соглашение от 25.12.2020 № 46
Ярославская область  15 279 рублей Региональное соглашение о МРОТ на 2021-2022 годы от 29.01.2021 № 1/21
Город Москва 23 508 рублей Постановление Правительства Москвы от 31.05.2022
Город Санкт-Петербург 21 500 рублей Региональное соглашение о МРОТ на 2022 год от 01.12.2021 № 6-н
Город Севастополь  15 279 рублей Трехстороннее соглашение на 2022-2024 годы от 24.12.2021 № 9-21
Еврейская автономная область 15 279 рублей

плюс районный коэффициент и процентная надбавка

Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
Ненецкий автономный округ 15 279 рублей

плюс районный коэффициент и процентная надбавка

Соглашение о минимальной заработной плате от 04.06.2021
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра  15 279 рублей

плюс районный коэффициент и процентная надбавка

Трехстороннее соглашение от 06.12.2019 № 670-рп
Чукотский автономный округ 15 279 рублей

на эту сумму начисляются районный коэффициент и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера, которые действуют на территории округа

Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
Ямало-Ненецкий автономный округ 15 279 рублей

на эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Итоговая сумма МЗП должна быть не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Ямало-Ненецком автономном округе установленного на текущий год

Региональное трехстороннее соглашение от 27.12.2017

Индексация заработной платы в 2022 году бюджетникам

Индексация окладов была объявлена Владимиром Путиным в 2012 году, майские указы президента о повышении зарплаты медработникам и другим бюджетникам — это всего один основной документ — Указ президента № 597. Тогда, в мае, сразу после вступления в должность глава государства издал 11 указов, которые касались повышения зарплат госслужащих и других работников бюджетной сферы. Тогда президент обещал повысить оклады к 2020 году сначала учителям и врачам.

Повышают оклады сначала тем бюджетникам, на которых распространяется действие указов президента:

  • от 07.05.2012 № 597;
  • от 01.06.2012 № 761;
  • от 28.12.2012 № 1688.

Повышение является поэтапным. В конце концов:

  • у преподавателей вузов и врачей (медработников с высшим образованием) уровень зарплаты составит не менее 200% от средних зарплат в регионе;
  • у среднего и младшего медперсонала и социальных работников уровень зарплаты — не ниже средней зарплаты по региону.

К сожалению, не все категории бюджетников попали под действие «майских указов». Очевидно, что тех, кому оклады не повысили, достаточно много. В связи с этим чиновники пообещали не обойти их стороной и провести индексацию и их зарплат. Так, в соответствии с законом «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», запланировано повышение окладов бюджетников (размеры индексации смотрите в таблице ниже).

Категории работников, которым индексируют оклады в соответствии с «майскими указами» Категории сотрудников бюджетных организаций, которые не попали под действие «майских указов»
Педагоги детских садов и общего образования

Педагоги дополнительного образования

Преподаватели и мастера среднего и начального профессионального образования

Преподаватели вузов

Врачи

Средний и младший медицинский персонал

Социальные работники

Работники культуры

Научные сотрудники

Педагоги образовательных, медицинских организаций и организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей

Специалисты по кадрам

Специалисты по комплексной реабилитации

Инженерно-технические и вспомогательные работники, обслуживающие здания и оборудование: техники, электромонтеры, слесари, сантехники, уборщики служебных помещений

Социальные психологи

Юристы

Бухгалтеры и экономисты

Инженеры

Программисты

Повышение: в 2020 году — на 5,4%, в 2021 году — на 6,1% Повышение: с 1 октября 2020 года — на 3,8%, с 1 октября 2021 года — на 3,7%

Региональные решения

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2599-р обязывает правительства субъектов РФ принять распоряжения о своих региональных «дорожных картах», в которых прописать конкретные цифры индексации по каждому году. Так, «дорожная карта» Свердловской области по повышению заработной платы 2021 года утверждала, что уровень средней зарплаты социальных работников составит не менее 100% от среднемесячных зарплат по Свердловской области. Проведенная индексация заработной платы бюджетникам с 01.10.2021 потребовала от правительства дополнительно 2,9 млрд рублей из федеральной казны, чтобы учесть районные надбавки и северный коэффициент.

Правовые документы

Федеральный закон от 09.11.2020 N 362-ФЗ

Федеральный закон от 02.12.2019 N 380-ФЗ

Постановление Правительства РФ от 04.04.2020 N 448

Приказ Минобрнауки России от 13.12.2018 N 73н

Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 N 2599-р

Указ Президента РФ от 31.12.2021 N 749

Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 597

Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761

Указ Президента РФ от 28.12.2012 N 1688

Заключение

Ранее планируемая на июнь индексация заработных плат не коснулась работников бюджетной сферы. А с 1 октября федеральным госслужащим проиндексировали зарплату на 4%. Использование новой системы расчета окладов, рассчитанной на тех бюджетников, которые не подпадают под майские указы, должно привести к решению проблемы дефицита кадров в сельской местности и выравниванию заработных плат со средней по региону.