Органы власти штампуют столько законов, что их нереально даже все применить
О том, что российская бюрократия — самая плодовитая, живучая, неистребимая и безответственная, известно давно. С ней пытались бороться и при царском режиме, и при советской власти, и уже в «новой» России. Однако результат всегда был один — на месте отсеченной головы тут же вырастали две другие.
Российский бюрократ всегда подстраховывается: если сверху спускают какой-то закон, то он сразу же требует с десяток подзаконных актов, в которых будет прописано, как это закон применять. Верховная власть тоже грешна — издают постановление, а потом кучу других постановлений, которыми вносятся дополнения и изменения в то самое постановление.
А еще российские бюрократы очень любят прописывать в своих постановлениях и других нормативных актах огромное множество инструкций, правил бытия, требований к товарам, услугам. Чего стоит только постановления Минстроя, в котором прописаны требования по высоте, ширине к детским горкам. При этом, дуболом, который подписал это постановление, даже не задумался над тем, а как же это тысячу лет без его указаний русские дети с горок катались во всех городах и весях?
«Толкователь» привел отличную иллюстрацию этому безумству: в его распоряжении оказались данные за 2017 год.
Число федеральных нормативных актов в России на 2017 год нас было… 1 млн 267 тыс., из них действующих 792 тыс. В них содержится более 2 млн 401 тыс. дополнительных сведений к правовым актам: экспертных заключений Минюста России и его территориальных органов, актов судебных органов и органов прокуратуры, а также актов иных органов, писем и иной информации.
Даже к бабке ходить не надо, чтобы предположить, что к 2025 году их число выросло раза в полтора.
Динамику роста законов и закончиков приводит система «Гарант» на 2023 год. За последнее десятилетие более чем на 20% выросло число указов президента РФ, содержащих общие нормы права. За период 2013-2020 гг. их принималось в среднем около 200 в год. В последние три года это число возросло до 250.
Довольно быстро увеличивается количество принятых постановлений Правительства РФ. В 2002-2005 годах их число оценивалось около 1000-1200. С 2020-го оно составляет в среднем около 2500 в год.
Также растёт количество федеральных актов, зарегистрированных в Минюсте России. Если двадцать лет назад их было около тысячи в год, то последние три года – на уровне 4500 в год.
Растёт и объем принятых судебных решений. Если взять экономические споры (арбитраж), то в 2020 году их было вынесено 1,5 миллиона, в 2021-м – 1,6 млн, а в прошлом году – 1,7 млн».
А если ко всему этому присовокупить нормативные акты краев, областей и республик, то сосчитать их будет просто невозможно. А если подшить к этому «делу» еще и нормативные акты городов, районов, сельсоветов…
Век назад великий экономист Кейнс прогнозировал, что в наше время люди будут работать в среднем 20 часов в неделю – он видел, как рос НТП, и не мог предположить, что люди продолжат вкалывать по 40-55 часов в неделю, да ещё и из семей выйдут на работу почти все женщины (во времена Кейнса их работало 20-30%).
Также и с бюрократизацией. С появлением мощных ЭВМ, с 1970-х тоже пошли прогнозы, что скоро всю нормативную базу цифровизуют и упростят. Великий футуролог Тоффлер тогда говорил, что всех бухгалтеров и юристов заменят два суперкомпьютера. Но в тех же США относительное число юристов до наших дней выросло в 2,5 раза.
Такие же надежды сейчас возлагаются и на цифровизацию. Говорят, мол, все оцифруем и надобность в бумажках пропадет. На деле же, цифровизация увеличивает документооборот в двое, поскольку все, что попадает на цифровые носители, дублируется на бумаге.
Одно из главных правил Системы (в т.ч. её аппарата) – она не работает против себя, не может причинить себе вред, и потому всегда будет расширяться. Поэтому надеяться на то, что бюрократия выпустит из своих лап Россию, утопично.
Хотя Правительство пытается чистить эти авгиевы конюшни. так недавно были отменены более 1200 нормативных актов. Обратите внимание на них:
— Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 28 января 1918 г. «О Революционном Трибунале Печати».
— Постановление Совета Министров РСФСР от 20 октября 1956 г. № 685 «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством». Цыган разрешалось «отловить, расселить, трудоустроить их и организовать культурно–бытовое обслуживание».
— Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 26 октября 1922 г. «О чеканке золотых червонцев».
— Постановление ВЦИК и Совета Народных Комиссаров РСФСР от 18 июля 1927 г. «Положения о порядке привлечения населения к трудовой и транспортной повинности».
— Постановление Совета Министров РСФСР от 2 июня 1961 г. № 664 «О внесении дополнений в республиканские технические условия (РТУ РСФСР) 81-57 «Карамель», 85-57 «Мармелад» и 87-60 «Пастила»
— Постановление Совета Министров РСФСР от 3 августа 1961 г. № 985 «Об утверждении образцов изделий изобразительного и декоративно-прикладного искусства, изготовляемых кустарями».
Самое интересное, что все они действовали до сих пор и заинтересованный человек мог бы на законных основаниях, например, привлечь своего соседа к транспортной повинности, на основании Постановления ВЦИК и Совнаркома от 1927 года. И ни один нынешний суд не смог бы ему противоречить…