Особенности подходов к стратегии развития экономики в текущих условиях

Особенности подходов к стратегии развития экономики в текущих условиях

Материал рубрики «Мнение профессионалов»

В материалах, публикуемых по тематике анализа текущих тенденций в экономике, неоднократно рассматривались негативные последствия имевшей место в предыдущие годы разнонаправленности в реализации отдельных элементов государственной экономической политики. Наиболее отчетливо это проявилось в 2020-2021 годах в период пандемии.

В условиях экономической войны, объявленной России «коллективным Западом», существенно повысилась степень координации и согласованности действий по отдельным направлениям проводимой экономической политики. Жизнь заставляет, но расслабляться не стоит.

К такому выводу приходишь, рассмотрев ряд недавних заявлений представителей органов государственного управления по вопросам экономической политики в сложившихся условиях.

В качестве примера можно рассмотреть подходы, содержавшиеся в выступлении вице-премьера Правительства А. Белоусова в рамках правительственного часа в Совете Федерации, а также в выступлении 18 апреля главы ЦБ на совместном заседании профильных комитетов Госдумы, которые были посвящены оценке текущей ситуации в экономике и возможным перспективам ее изменения.

В первом из указанных выступлений были представлена оценка негативных последствий рисков, вызванных принятием «адских» санкций в отношении России, а также информация о конкретных действиях, предпринимаемых с целью минимизации последствий этих рисков. Были предметно рассмотрены пять ключевых направлений работы Правительства по обеспечению устойчивости экономики:

· стабилизация финансовых и товарных рынков, сдерживание роста цен;

· максимальное смягчение всех регуляторных правил, снижение финансовой нагрузки на бизнес;

· стабилизация работы транспортной системы и обустройство новых логистических коридоров;

· поддержка предприятий реального сектора;

· поддержка малого и среднего предпринимательства.

По каждому из направлений была дана развернутая характеристика действий, направленных на практическое достижение поставленных целей.

Главное, что необходимо отметить по итогам данного сообщения — разработана и последовательно реализуется программа достижения прогресса в стабилизации и последующем развитии экономики с учетом, как возникших ограничений, так и имеющихся возможностей.

Во втором выступлении глава ЦБ отметила: «санкции в первую очередь сказались на финансовом рынке, но сейчас они начнут все больше сказываться и на реальных секторах экономики. Основные проблемы будут связаны даже не столько с санкциями на финансовые институты, сколько с ограничениями на импорт, логистику внешней торговли, а в дальнейшем и с возможными ограничениями на экспорт российской продукции». Был сделан вывод, что «уже во втором — начале третьего квартала мы войдем в период структурной трансформации и поиска новых моделей бизнеса». При этом в самом выступлении отсутствовала какая-либо конкретная информация о том, что понимается под структурной трансформацией, каковы ее цели и возможные результаты.

Однако 22 апреля в средствах массовой информации были опубликованы результаты работы исследователей ЦБ, которые в значительной степени содержат ответы на указанные вопросы. Картина по сравнению с подходом Правительства складывается принципиально иная.

В своих изысканиях исследователи ЦБ, похоже, крайне слабо разбираются в механизмах функционирования российской экономики, особенностях ее стимулирования в условиях санкционного давления. Отсюда и достаточно примитивные оценки сценария возможного развития ситуации в рамках предполагаемых четырех этапов.

Так, согласно опубликованной информации, на первом этапе будут разорваны устоявшиеся технологические и логистические цепочки. Поэтому основной задачей экономической политики на данном этапе служит минимизация масштаба спада из-за разрыва производственных цепочек. Это предполагается достичь, в том числе путем снижения налогов наряду с дерегулированием хозяйственной деятельности.

Второй этап предполагает прохождение первичной подстройки компаний к новым условиям работы, что предусматривает быстрое переключение на альтернативных поставщиков. Не ожидая резкого увеличения производства альтернативной продукции, аналитики ЦБ выражают надежды на возрастание роли небольших посреднических внешнеторговых компаний и “челночных” малых предприятий по мере налаживания поставок альтернативных иностранных поставщиков.

Снижение объемов производства и общей добавленной стоимости, по мнению авторов данного теоретического изыскания, будет происходить в основном на первом и втором этапах, ориентировочно до конца 2022 года.

Третьим этапом, как это заявлено, станет «обратная индустриализация» (новшество в экономической теории), согласно которой будет развитие менее передовых технологий и это, по мнению авторов данной теории, может занять несколько лет.

На этом этапе, как ожидается, произойдет частичное импортозамещение технологий и производственных мощностей, но созданное оборудование будет менее технически и экономически эффективным, чем имеющееся в настоящее время.

На четвертом этапе, согласно мнения специалистов ЦБ, завершится структурная перестройка, где будет достигнуто новое равновесие и развитие.

Особую «ценность» представляют выводы авторов данного материала.

Согласно их мнения, дальнейшая экономическая динамика будет зависеть от размера технологического разрыва с другими странами, возможностей масштабного экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью в другие страны, роли и статуса иностранных компаний и инвестиций в России, развития человеческого капитала и наличия социальной жизни. (Последнее особо интересно. Получается, что мы сегодня как то обходимся без нее).

Ну и, наконец, финал апофеоз.

Прогнозируется, что потенциальные темпы роста ВВП могут быть выше или ниже уровня последнего десятилетия, оцениваемого в чуть менее 2%. Доля секторов обрабатывающей промышленности и деловых услуг в российской экономике будет расти. Доля потребительских услуг и их относительные цены будут снижаться. Стратегическая задача государства – всячески поддерживать его (правда, непонятно кого).

И главное – «это означает масштабную либерализацию экономики, кардинальное сокращение государственного регулирования и контроля, снижение налогового бремени».

Вот, похоже, где собака зарыта. Ради данного утверждения очевидно и выстраивалась вся логика. Воистину, либеральные идеи хуже Covid-19. В последнем случае, хотя бы, уже разработаны и применяются достаточно эффективные методы диагностики и лечения.

Теоретики от ЦБ не принимают во внимание, что от либерализма в сфере экономики, на практике сегодня вынуждены в значительной мере отойти даже те «недружественные» страны, которые в течение длительного времени провозглашали его как основу мироздания. Остались только предназначенные для других декларации на эту набившую оскомину тему.

Придавать много внимания данному теоретическому трактату, конечно, не стоило бы. Если только не принимать во внимание одно принципиально важное обстоятельство. Речь идет о центральном банке страны. В этом случае возникает имеющий практическое значение вопрос — каков будет характер денежно-кредитной политики, которую предполагает проводить ЦБ, основываясь на вышеизложенных теоретических постулатах. Ответ на данный вопрос в рамках осуществления государственного управления экономикой еще предстоит найти.

В целом же, сравнивая два вышеизложенных подхода к экономической стратегии, становится очевидным, что на полях экономической войны на нашей территории в настоящее время идет борьба, не всегда принимающая открытую форму.

Главное, что в рамках проводимой государственной экономической политики доминирует тактика ведения активной обороны, основанная на стратегии дальнейшего наступления. Это рождает надежду на успех.