«Остановить рост зарплат». Белоусов раскритиковал политику Набиуллиной
В первый день Нового года представляю вашему вниманию конспект большого интервью первого вице-премьера Андрея Белоусова, которое появилось в газете «Коммерсантъ» в конце декабря. Оно носит не только сугубо экономический, но и идеологический и, даже, философский характер. Не могу сказать, что со всеми тезисами, озвученными Белоусовым, можно на 100% согласиться. Однако взгляд первого вице-премьера на происходящие процессы является государственническим и лишенным архаичных либеральных догм. А, значит, при их практической реализации и экономика в целом, и доходы граждан получают необходимый эффект.
Перейдем к основным тезисам
-
Ключевым условием экономического развития являются инвестиции в основной капитал. Без них невозможно не просто расти, но и оставаться на стабильном уровне. Русской экономике требуются масштабные инвестиции. Первое — в проекты импортозамещения, что сейчас и происходит. Отдельные отрасли реального сектора растут на 15-20% в год. Второе — логистика. Есть острая необходимость перестройки торговых маршрутов, направление требует больших вложений.
Третье — инвестиции в повышении производительности труда. Здесь у России через внедрение новых технологий, проведение роботизации и автоматизации производств имеется существенный потенциал. В итоге повышается добавленная стоимость, а уже в среднесрочной перспективе растет рентабельность производств.
Для стимулирования инвестиций правительство реализует два основных проекта — Соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) на федеральном уровне и региональный инвестиционный стандарт на уровне субъектов.
-
«Девальвационные» экспортные пошлины вводились для защиты внутреннего рынка. При столь стремительной девальвации, которая произошла летом, компаний ряда отраслей стало выгоднее вывозить товар за границу, либо приводить внутренние цены в соответствие с внешними. Плавающие экспортные пошлины изымают порядка 30% от «девальвационной» сверхприбыли. По мере стабилизации ситуации на валютном рынке пошлины будут отменены. Предполагается, что это произойдет с 2025 года
-
Рост ключевой ставки негативно сказывается на инвестициях и отнимает у федерального бюджета значительный объем финансовых ресурсов. Повышение ставки с 7,5% до 16% приводит к дополнительным тратам бюджета на 400-600 млрд рублей в год, которые идут на субсидирование кредитов для реального сектора. Если говорить про инвестиционный импорт, то рост ключевой ставки вкупе с девальвацией нанесли по нему двойной удар. Сам же импорт за 2023 год вырос на 5,4%, в то время, как внутренний спрос на 7-8%, а инвестиции на 10%. Это говорит о том, что импортозамещение продвигается хорошими темпами.
-
В диалоге между государством и бизнесом должны также обеспечиваться интересы общества, а не сугубо интересы бизнеса/государства. Поэтому проведение налоговой политики должно исходить из поиска баланса интересов между этими тремя участниками. По 2023 году с бюджетом проблем нет, он сбалансированный, дефицит — около 2% ВВП, в 2024 году — 1%. Необходимости повышения налогов для пополнения бюджета нет. Однако если рассматривать фискальную политику в качестве стимула для инвестиций — здесь необходимо искать решения.
-
Хождение рубля расширяется, сформирован офшорный рынок рублей. Прибыль компании могут распределять по трем направлениям: инвестиции, дивиденды (потребление), вывод за рубеж. Для последнего даже сейчас нет никаких проблем. Отток капитала в размере 60 млрд долларов в год в среднем — серьезная проблема. Однако жесткие меры для предотвращения оттока вводить не предполагается («нужно создавать условия для инвестиций в стране»).
-
Решение о продаже валютной выручки было абсолютно правильным и помогло стабилизировать валютный рынок. Сами компании признают, что удалось создать достаточно гибкий механизм, если предприятия проводят внешнеторговые операции в рублях, закупают за валютную выручку импорт — при предоставлении соответствующей документации могут быть послабления.
-
В 1990-е годы произошел развал отечественной научной базы. В 2000-е деградация прекратилась, но встраивание в глобалистскую систему мироустройства во многом сделало существование российской науки бессмысленной. Она стала больше выполнять социальную функцию, а не способствовать экономическому развитию, поскольку дешевле и проще было купить как технологии, так и готовые товары за рубежом. Однако с 2022 года появилась полноценная технологическая политика, которая сведена в Концепцию технологического суверенитета.
-
Технологическая политика подразумевает работу по двум направлениям. Первое — критические технологии, которые нужны здесь и сейчас. Это авиастроение, судостроение, радиоэлектроника, микроэлектроника станкостроение, медицинское оборудование и т.д. Здесь работа идет по методу Госплана по 11 мегапроектам.
Выход на проектную мощность по большинству критических технологий — три-четыре года. Здесь вопрос не стоит в том, сколько стоит и можно ли закупить за границей. Это те технологии и та продукция, от которой зависит безопасность страны. Правительству будет обеспечивать развитие критических технологий финансовыми ресурсами в том объеме, в котором необходимо для выхода на технологический суверенитет.
Второе направление — сквозные технологии, которые будут востребованы в будущем через 10-15 лет. Например, к ним относятся квантовые вычисления, биотехнологии, новые материалы, искусственный интеллект и т.д. Здесь идет поиск оптимальных решений, в котором участвует как научное, так и предпринимательское сообщество.
-
Госплан для 11 «критических» мегапроектов включает в себя не только сугубо производство продукции. Выстраивается полная цепочка, начиная от разработки изделия, заканчивая обеспечением его конечного спроса. Создается реестр предприятий, участвующих в цепочки, а первоначальный спрос будет обеспечиваться государством как напрямую, так и через госкомпании. Со стороны правительства предусмотрена не только финансовая поддержка, но и льготные налоговые условия через механизм СПИКов и т.д.
-
Рост ключевой ставки теоретически может остановить рост номинальной заработной платы, что является со стороны Банка России борьбой со спросом. Из-за ускоренного развития экономики, необходимости инвестиций и переключения с иностранных кредитов на внутренние объем займов для корпоративного сектора растет быстрыми темпами (на 20-25% в год). Замедление объемов кредитования может остановить роста зарплат, но это процесс долгий.
-
По инфляции особых проблем нет. Базовая инфляция составляет не 7,5-8%, а около 5,5%. При перегреве экономике можно заниматься сжатием спроса, а можно наращивать предложение. Центробанк через повышение ключевой ставки занимается первым. Здесь важно избежать жесткой просадки в первом квартале 2024 года, что негативно скажется на инвестициях и, следовательно, на остановке производства. По итогу 0,5-1,5% роста ВВП (так, к слову, ЦБ и планирует — прим.) В то время, как нам необходимо сохранять набранные темпы.
-
России необходимо ускоренными темпами наращивать экспорт. Первое направление — поддержка несырьевого неэнергетического экспорта. Российские товары (в т.ч. конечного пользования) должны появляться и отвоевывать долю на рынках Китая, Индии, Юго-Восточной Азии, Центральной Азии и т.д. Второе направление — создание российских зон присутствия за рубежом (Российская промышленная зона в Египте?). Третье — расширение логистики. Четвертое — повышение узнаваемости российских брендов («Сделано в России»). Пятое — поддержка экспорта малых компаний, которые имеют большой потенциал. «[Необходимо] создавать конкурентные преимущества у наших производителей, да простят меня адепты ВТО».
-
От глобалистской системы мироустройства мир переходит к многополярной системе. России необходимо формировать «стратегическую устойчивость» путем формирования страновых альянсов (речь о российском макрорегионе?). О биполярной системе (США-Китая) говорить неправильно, поскольку существует много других перспективных игроков. Новая система будет такой, когда крупные игроки входят в различные многосторонние и двусторонние альянсы — это называется многополярностью.