«Остановить уничтожение России». Антилиберальный план Мишустина
В 2018 году правительством России была принята Стратегия пространственного развития страны до 2025 года. Документ носит не просто либеральный, а ультралиберальный характер. Несмотря на ряд неплохих положений, Стратегия ставит своей целью приоритетное и ускоренное развитие исключительно крупных городских агломераций, в то время, как остальная территория должна выполнять лишь роль поставщиков ресурсов для этих самых агломераций. В первую очередь — демографических.
Однако составителям действующей Стратегии пространственного развития, наверное, не приходило в голову, что демографические ресурсы большинства регионов России близки к исчерпанию. Впрочем, я уверен, что данный момент был упущен умышленно и главной целью документа является реализация глобалистской концепции городов-государств.
Подготовка любой Стратегии начинается задолго до её принятия. Соответственно, действующая с 2018 года версия начала готовиться правительством минимум в конце 2016 года. Что тогда представляло из себя правительство, думаю, многие помнят. О чём говорить, если, к примеру, должность вице-премьера занимал такой одиозный персонаж как Аркадий Дворкович.
Приведу пару выдержек из Стратегии, чтобы читатели лучше поняли её суть. В самом начале заявляется следующее:
Общемировыми тенденциями пространственного развития в начале XXI века являются концентрация населения и экономики в крупнейших формах расселения, среди которых ведущие позиции занимают крупнейшие городские агломерации
После данной фразы дальше документ можно и не читать, ведь сразу ставится понятным, о чём пойдет речь. Причем даже вышеуказанный тезис является, как минимум, спорным. Действительно, в ходе четвертого и пятого технологического уклада имели место естественные тенденции урбанизации. Сначала это было связано с индустриализацией экономик, потом — с активным развитием сферы услуг. Сейчас, когда всё больший вклад вносит цифровая экономика, рост плотности населения на один кв километр становится бессмысленным и контрпродуктивным.
Промышленные предприятия все активнее выносятся за городскую черту, а цифровизация сферы услуг делает не менее комфортным проживание «на земле». То есть, не в 30-ти этажном человейнике в многотысячном микрорайоне, а в собственном доме. До сих пор многие ошибочно воспринимают индивидуальное жилищное строительство как процесс, свойственный исключительно сельской местности. Это в корне не верно. Малоэтажная застройка может эффективно развиваться в пригородах, в малых городах и даже в городской черте крупных населенных пунктов. Никаких противоречий между урбанизацией и малоэтажной застройкой нет. Другое дело, что теперь урбанизация все больше приобретает совершенно иной характер, направленный не сугубо на рост численности городов, а на повышение комфортности жизни граждан.
Не буду сейчас далеко уходить в тему. Каждый, конечно, волен выбирать свое, но даже с точки зрения соц-психологического состояния проживание на бОльшей жилплощади в отсутствие непрекращающихся людских потоков, является более комфортным. Не говоря уже о вопросах экологии и демографии.
Впрочем, авторам действующей ныне Стратегии такие мысли в голову не приходят. Приведу ещё одну выдержку:
Основными проблемами пространственного развития Российской Федерации являются:
недостаточное количество центров экономического роста для обеспечения ускорения экономического роста Российской Федерации;
возрастание демографической нагрузки на трудоспособное население в большинстве субъектов Российской Федерации, угроза ухудшения демографической ситуации вследствие снижения рождаемости и уменьшения миграционного притока населения из стран ближнего зарубежья;
Другими словами, ныне созданных агломераций позапрошлому правительству было недостаточно. Зато следующем тезисом поднимается демографическая проблема. Неужели авторам было так сложно сопоставить одно с другим? Ведь в моноцентричных миллионных агломерациях рождаемость неуклонно идет вниз. И далее составители документа в качестве угрозы видят некое снижение миграционных потоков (что само по себе является спорным).
Таким образом, Стратегия пространственного развития страны в нынешней версии фактически является инструкцией по уничтожению России. Нехитрая формула выглядит следующим образом:
Стягиваем граждан в агломерации — падает рождаемость — завозим мигрантов — снова стягиваем граждан в агломерации — ещё больше падает рождаемость — ещё больше завозим мигрантов
И так по кругу до логического завершения
Но теперь о позитиве
После прихода нового правительства во главе с Михаилом Мишустиным в 2020 года действующая Стратегия пространственного развития де-факто была поставлена на паузу. Помог ещё и кризис 2020 года, когда стало понятно, что крупнейшие агломерации представляют из себя угрозу, а граждане желают жить в собственных домах и, более того, могут работать вне городских офисов.
В 2022 году экономика России встала на новый путь развития. И именно регионы, а не крупнейшие агломерации стали развиваться высокими темпами. Перезапускается промышленность, строится инфраструктура. Возникла реальная проблема дефицита трудовых ресурсов. Но не столько потому, что у нас нет людей, сколько из-за недостаточного уровня производительности труда. Деньги пошли в регионы, и регионы дали результат.
Кто-то может сказать, что агломерации как прирастали, так и прирастают. А человейники как строились, так и строятся. Да, это так, но подобные тенденции носят пока что инерционный характер. Политика правительства при Мишустине кардинально поменялась. Яркий тому пример — смещение акцента в строительстве с человейников на ИЖС.
Как написано выше, действующая Стратегия пространственного развития России действует до 2025 года. Это означает, что уже сейчас в недрах Белого дома начинает разрабатываться новая версия. Нет сомнений, что новый документ будет избавлен от глобалистских догм, а приоритетом станет сбалансированное развитие всей территории страны и, особенно, тех регионов, которые в предыдущие годы искусственно обделяли. Это, в первую очередь, Нечерноземье и Сибирь.
Однако самое главное, что необходимо зафиксировать в новой Стратегии — связать пространственное развитие и решение демографического вопроса. Одно без другого невозможно. Как, собственно говоря, и развитие того же ИЖС невозможно без соответствующей пространственной политики.
К сожалению, при принятии тех или иных решений в высоких кабинетах не уделяют должного внимания демографической проблеме. Практически в любом законопроекте, принимаемом Государственной Думой, есть так называемое «экономическое обоснование», однако нет «демографического обоснования». Необходимо вводить данную практику, ведь стратегически нет никакого смысла заниматься той же экономикой или же технологическим развитием, если к 2100 году нас будет меньше на 50 миллионов. И государственная политика тем и отличается, что её планирование должно строиться на десятилетия вперед, а не довольствоваться сиюминутным результатом.
Надеюсь, в правительстве теперь это всё прекрасно понимают. И ярким показателем будут те контуры новой Стратегии пространственного развития, которую подготовит в скором времени кабмин. Необходимо остановить уничтожение России!