От «Летучих лисиц» до «Лисогона»: советские и российские превзошли авиацию США и НАТО
1970 год стал переломным в годы Холодной войны. На вооружение в СССР поступил новый тяжелый боевой самолет МиГ-25, названный на Западе Foxbat или «Летучая лисица», согласно классификации НАТО. Именно для противодействия МиГ-25 американцы стали строить F-15, рассчитывая на то, что советский самолет не выдержит конкуренции с ним по скорости, что оказалось в корне не верно.
По данным Military Watch Magazine, скорость и высота полета МиГ-25 до сих пор остаются непревзойденными среди американских истребителей, а вот что касается дальности, то по этому поводу на Западе долгое время велись споры. Все заблуждения на этот счет МиГ-25 развенчал в 1975 году, когда разведывательный МиГ-25РБ с территории Польши долетел до северных портов Европы на Атлантике. Причем совершил полет он на гигантской даже по сегодняшним меркам высоте — 27 400 метров, по сути, на высотах космоса, оказавшись неуязвимым для западных истребителей.
При этом МиГ-25 неоднократно демонстрировал свое превосходство в небе для натовской ПВО и на вполне обычных высотах. Так, например, в 1971 году МиГ-25 были развернуты на объектах в Египет и совершили первый облет территории Израиля. На следующий год они уже вошли в плотное воздушное пространство Израиля и Синайского полуострова, за что и получили прозвище «Летучие лисицы». Западные средства ПВО оказались неспособны всерьез противодействовать советской технике.
В Индии в 80-е годы неуязвимые МиГ-25 совершенно безнаказанно заходили глубоко в небо Пакистана, прекрасно понимая, что американские F-16 не могли за ними угнаться. Тогда стоявшие на вооружении у Ирака «летучие лисицы», единственные из всей номенклатуры советской авиатехники (Ту-16, Ту-22, Су-22) обходили иранскую противовоздушную оборону и атаковали самые защищенные стратегические цели. Алжирские МиГ-25, пролетавшие мимо испанских позиций в Средиземном море, заставили Мадрид приобрести американские F-18 для противодействия советским соколам.
В настоящее время традиции МиГ-25 в рядах российских ВВС продолжает следующее поколение истребителей данного класса МиГ-31, получивший в НАТО название Foxhound или «Лисогон». Так же, как и «Летучие лисицы», по дальности полета они так же не имеют аналогов среди западных истребителей и перехватчиков.