От листа к рулону: почему подгузники производят из импортной целлюлозы
В России начали импортозамещать целлюлозу, используемую при производстве подгузников и прокладок. За дело взялись компании «Фламинго» и «Драйлок технолоджис».
Отечественные производители специализировались на производстве целлюлозы в кипах, то есть под выпуск бумаги и картона, а для подгузников нужна флафф-целлюлоза, которая выпускается в рулонах. С учётом того, что львиную долю подгузников в стране выпускают на заводах ТНК, у которых были до недавних пор свои отлаженные цепочки поставок (как и у производителей пива, получавших хмель из Германии и Чехии), российские целлюлозно-бумажные комбинаты производство флафф-целлюлозы не осваивали. Ежегодно импортировалось 150 тыс. тонн рулонной целлюлозы, а основными её поставщиками были страны Евросоюза.
Но так как 5-й санкционный пакет Евросоюза запретил экспорт флафф-целлюлозы в Россию, то её везут через Китай, из-за чего целлюлоза уже обходится в 140 тыс. рублей за тонну против 58 тыс. рублей за тонну при прямых поставках из ЕС. Как итог – памперсы стали стоить неприлично дорого.
Поэтому в последнее время несколько производителей освоили переработку целлюлозы из кип в рулоны, но стоимость сырья колеблется в районе 100 тыс. рублей за тонну.
Однако говорить об успешной локализации производства подгузников рано. Для успешного импортозамещения рулонной целлюлозы – на неё приходится половина себестоимости подгузника – необходимо:
1. Увеличить спрос на неё с текущих 150 тыс. тонн до 200 тыс. тонн, что позволит поддерживать минимальную рентабельность производства.
2. Изыскать деньги для компенсации производителям части затрат на покупку оборудования. В идеальном случае нужно покупать линии по производству рулонной целлюлозы, но из-за санкций это практически невозможно. Плюс цены на производственную линию стартуют со 120 млн евро за установку, а на запуск производства потребуется не менее 4 лет.
Поэтому российские производители продолжат производить рулонную целлюлозу из листовой. По данному пути пошли компании «Фламинго» и «Драйлок технолоджис». «Фламинго» запустила одну производственную линию и готовится к запуску ещё одной, после чего сможет производить 6 тыс. тонн рулонной целлюлозы в год, чего хватит на 120 млн подгузников. Для понимания: P&G в России выпускает 500 млн подгузников в год и, в отличие от «Фламинго», сконцентрирована на выпуске продукции для детей, а не взрослых. С «Драйлок» всё ещё сложнее – у неё в России два завода, а сама компания имеет чешские корни и, как уверяет, контролирует 25% рынка прокладок и подгузников.
В общем, производство, казалось бы, простой продукции – рулонной целлюлозы – оказалось не таким уж и простым, а Россия оказалась заложником мирового разделения труда и допуска ТНК на внутренний рынок без каких-либо условий по локализации продукции.
Когда удастся закрыть потребности в целлюлозе подгузники будут локализованы на 70–80% – заместить нужно будет клей, ткань, липучки и резинки.
Замещением производства суперабсорбента (САП) занимается «Газпром нефтехим Салават», который планирует закрыть 70% потребностей внутреннего рынка и выпускать 45 тыс. тонн продукции в год. Главное, чтобы корейская Songwon Industrial не подвела – с ней в октябре 2021 года было подписано лицензионное соглашение на использование технологии по производству САП.