Отказ от расширения. Новые БАМ и Транссиб приказали долго жить

Отказ от расширения. Новые БАМ и Транссиб приказали долго жить

Загруженность Восточного полигона составляет 97,3%. Фактически БАМ и Транссиб работают на пределе своих возможностей, а спрос на перевозку товаров сохраняется огромный. В этом году завершается второй этап расширения БАМа и Транссиба, в результате чего провозная мощность вырастет до 180 млн тонн. На конец 2021 года после завершения первого этапа было всего 144 млн тонн.

Отмечу, что второй этап (в отличие от первого) был реализован быстро, без бюрократических задержек и коррупционных скандалов. Около года назад было принято единственно верное решение о незамедлительном этапе третьего этапа, согласно которому к 2030 году провозная способность Восточного полигона должна была увеличится до 210 млн тонн, а к 2030 году — до 255 млн тонн. Иных вариантов, кроме как расшивать узкие места, нет.

Однако вмешался Центробанк. Неделю назад глава Минэка Максим Решетников заявил следующее:

Министерство экономического развития и Центробанк договорились проанализировать и провести работу по оптимизации инвестпрограмм естественных монополий

Нужно максимально приоритизировать инвестпрограммы госкомпаний, возможно, от чего-то отказавшись

Рубить начали Восточный полигон. По информации «Ъ», инвестиционная программа РЖД на 2025 год, скорее всего, сократится на 500 млрд рублей до 834 млрд. То есть, практически на 40%. Причем оставшиеся вложение будут направлены преимущественно на поддержание текущей деятельности госмонополии, а не на создание новых провозных мощностей. Так инвестиции в Восточный полигон сокращаются в 5 (!) раз (с 360 млрд в 2024 году до 75 млрд). Развитии подходов к портам Балтийского и Азово-Черноморского бассейна будет практически заморожено.

Основная причина — недостаток финансовых ресурсов при таких ставках. Даже рост тарифов РЖД, который был вызван необходимостью поиска дополнительных средств, сможет покрыть только увеличение расходов на обслуживание долга. А ведь рост тарифов как раз разгоняет инфляцию, но другого варианта у госмонополии нет. Если в третьем квартале 2023 года только материнская компания ОАО «РЖД» (не считая дочек) заплатила 25,8 млрд процентных расходов, то в третьем квартале этого года значение выросло в 2,65 раз до 69,4 млрд. И это, понятно, не конец, так как ключевая ставка растет, а старые кредиты по более менее комфортным условиям приходится заменять новыми. Через несколько месяцев только на обслуживание долга РЖД будет направлять под 500 млрд рублей в год. Как раз ту сумму, на которую сокращается инвестиционная программа.

Логика либерал-монетаристов здесь следующая. Инвестиции необходимо снижать, так как они якобы создают повышенный спрос. Но это не соответствует действительности. В нашей ситуации вложения в реальный сектор экономики, наоборот, приводят к росту выпуска товаров и услуг, что является лучшим способом настоящей, а не профанационной борьбы с инфляцией. И соответствует цели строительства экономики предложения. Если конкретно в транспортной инфраструктуре у нас есть серьезные ограничения — то это дополнительные логистические издержки, которые в конечном счете переходят в розничные цены.