Отличник под санкциями: почему КамАЗу пригодятся 4 млрд невыплаченных дивидендов
Акционеры «КамАЗ» вслед за уже добрым десятком отечественных компаний приняли решение отказаться от выплаты дивидендов. Вместо этого часть чистой прибыли в размере почти 4 млрд рублей пойдёт на финансирование инвестпрограммы, стоимость которой в этом году планируется на уровне 17 млрд рублей. Оставшиеся 70 млн рублей будут направлены на формирование резервного фонда компании.
2021 год для компании был для компании крайне успешным: чистая прибыль выросла в 1,5 раза – до 4,6 млрд рублей.
КамАЗ в целом можно назвать отличником по локализации производства и выполнению требований правительства.
Во-первых, ещё в далёком 2017 году КамАЗ ушёл из кипрского офшора и полностью перешёл в российскую юрисдикцию – это позволило ему получать государственную поддержку и получить доступ к госзакупкам.
Во-вторых, В 2016 по 2019 годы предприятие потратило на модернизацию 54 млрд рублей, что позволило повысить локализацию производства и укрепить свои позиции на российском рынке грузовиков.
В частности:
- Совместно с Daimler построен завод по производству кабин от грузовиков Mercedes-Benz Actros, которые будут выпускаться как для КамАЗ, так и для Daimler.
- Совместно с Liebherr начато серийное производство двигателя Р6 – его локализация превышает 75%.
- Начата локализация производства 12-ступенчатой автоматической коробки передач Traxon.
- Ведутся работы по вводу в эксплуатацию линии профилирования лонжеронов – основных силовых элементов рамы автомобиля.
В-третьих, КамАЗ развивает сеть совместных предприятий – грузовики производятся в Узбекистане и сборочных производствах в регионах России, освоил производство современных автобусов, электробусов, сочленённых самосвалов и ведёт разработку карьерных самосвалов.
И, пожалуй, важнейшее – КамАЗ освоил производство нового поколения грузовиков: К4 к 2024 году снимут с производства, а его место займёт К5, локализация производства которого составляет 80-85%, что значительно выше, чем у его конкурентов на российском рынке.
Таким образом, формула успеха КамАЗ сводится к грамотно выстроенному стратегическому партнёрству с Daimler, активной работе над локализацией производства, своевременному обновлению модельного ряда, целенаправленной поддержке со стороны государства с помощью утилизационного сбора, специнвестконтракта, гособоронзаказа и госзакупок, а также большим лоббистским возможностям главы «Ростех» Сергея Чемезова.
А теперь о грустном: 28 июня КамАЗ был внесен Минфином США в санкционный SDN-list. Теперь американцам запрещены любые сделки с компанией, а ЕС свои санкции против компании ввёл ещё раньше – 26 февраля.
Поводом для санкций стало то, что «его техника была замечена при передвижении российских военных на Украине, а грузовики марки, предположительно, принадлежащие российским военным, были замечены в Белоруссии с ракетами комплексов “Искандер”». И это при том, что производство военной техники выведено за пределы КамАЗа, а руководство предприятия сделало всё чтобы не попасть в санкционные списки США. Но не помогло.
SDN означает, что часть экспортных рынков КамАЗ потеряет, а компания планировала отгрузить за рубеж в этом году 5,5 тыс. грузовиков. Но хуже то, что под вопросом теперь оказываются не только поставки различных комплектующих, но и совместные проекты с иностранными компаниями, например по выпуску кабин (Daimler), тормозов (Knorr-Bremse), коробок передач (ZF), двигателей (Cummins).
В общем, КамАЗу теперь предстоит окончательно разорвать все связи с иностранцами, за счёт которых компания смогла совершить рывок вперёд на рынке грузовиков.
Поэтому 4 млрд невыплаченных дивидендов КамАЗу придутся как нельзя кстати.