Памятник обществу потребления: как обратить во благо уход из России торговых сетей
С 24 февраля из России ушли 160 международных торговых сетей, которые формировали львиную долю доходов торговых центров (ТЦ) от сдачи своих площадей в аренду.
Каждый пятый «беглец» — магазины одежды. Дело в том, что магазины по типу Uniqlo, ZARA или H&M занимали от 10 до 25% площадей многих ТЦ и обеспечивали постоянный приток покупателей. Если предположить, что все 160 брендов действительно уйдут, то торговые центры потеряют от 30 до 70% своей выручки. Для ТЦ это будет сильным ударом, пострадают и покупатели: многие останутся без любимых магазинов, потеряв возможность идти в ногу с западными модниками и модницами.
Но есть несколько моментов, которые могут подсластить эту горькую пилюлю, которую вынуждено принять погибающее в России общество потребления.
Во-первых, офлайн-торговля уже не первый год отступает под напором онлайна в лице маркетплейсов по типу OZON и Wildberries. Этот процесс — вполне эволюционный, но ускоренный пандемией — мог бы растянуться на долгие годы, но спецоперация его ускорила. Вместо хосписа получилась эвтаназия.
Вот яркий пример из прошлого года. За три дня «чёрной пятницы» россияне оформили заказов в интернет-магазинах на 85,7 млрд рублей, что в 2,16 раз больше, чем во время проведения этой акции в прошлом году. В «чёрную пятницу» у Wildberries оборот вырос в 2,6 раза, у Ozon — в четыре раза. А вот в торговых центрах «чёрная пятница» прошла ни шатко, ни валко: посещаемость магазинов оказалась на 24–35% ниже, чем в допандемийном 2019 году.
Во-вторых, такие крупные — «якорные» — арендаторы всегда похожи на очень большие деревья, под которыми ничего не растёт из-за отсутствия солнечного света. ZARA — тот ещё «крокодил» с миллиардными оборотами, тысячами магазинов и сотнями своих швейных производств по всему миру. Благодаря контролю над всей производственной цепочкой от создания бренда до пошива одежды и её продажи ZARA присваивала себе всю добавленную стоимость. Чтобы не придумали и не отшили в Иваново, продать это ZARA крайне сложно, а заработать на этом не выйдет — ZARA или иная торговая сеть будет диктовать свои условия, навязывать участие в скидках и акциях.
Поэтому уход крупных сетей одежды является шансом для отечественных брендов: они смогут присваивать максимум добавленной стоимости и расширять свои торговые сети. При должном государственном регулировании есть шанс придать новый импульс развитию отечественного легпрома.
В-третьих, сама концепция торгового центра — молла — является атрибутом общества потребления. С ним в России как-то не сложилось: средний класс стал сокращаться ещё в 2008 году, после 2014 года это усыхание лишь ускорилось. А в последние годы приоритетной целью, похоже, стало добиться уважения к себе: раз потреблять не получается, то нужно это как-то компенсировать.
И в этом плане современным ТЦ придётся меняться или остаться ветшающими памятниками погибшей эпохи потребления. Но проблема в том, что во многих микрорайонах единственной точкой притяжения является как раз ТЦ. Такая ситуация — следствие крайней неразвитости городской инфраструктуры, отсутствия других точек притяжения.
Поэтому, хотелось бы верить, что ТЦ адаптируются к новой реальности и вместо пустующих пространств в них появятся антикафе, студии танцев, комнаты для детей, спортивные секции и залы. Опять же, при умелом госрегулировании, от этого выиграют как государство, так и общество.