Парламент БРИКС. Перспективы отличные

Парламент БРИКС. Перспективы отличные

Вчера Владимир Путин выступил на X Парламентском форуме БРИКС, прошедшем в Санкт-Петербурге. На всякий случай напомню, что в этом году Россия председательствует в БРИКС и все соответствующие мероприятия проходят на территории нашей страны. Причем так получилось, что 2024 — первый год после масштабного расширения альянса, куда теперь входят на пять, а десять участников.

В ходе Парламентского форума Владимир Путин рассказал, что в БРИКС активно прорабатывается вопрос создания независимой от Запада финансовой инфраструктуры, а также развития расчетов в национальных валютах. Надеюсь, что определенные решения мы услышим совсем скоро — на саммите в Казани. Они, действительно, необходимо.

При этом Президент России упомянул одну важную вещь, которая до настоящего момента не заявлялась. Так Путин выразил надежду, что в будущем обязательно реализуется идея создания парламента БРИКС. Подобное означает, что в том или ином виде подобная инициатива обсуждается участниками альянса. То есть, БРИКС хочет институционализировать организацию, создать работающие при ней и постоянно действующие официальные структуры. Не просто аппарат, выполняющий бюрократические функции, а представительские органы, способные принимать и готовить соответствующие решения.

В новой системе мироустройства (системе макрорегионов) БРИКС будет выполнять верхнеуровневые задачи, заменив фактически и, возможно, юридически ООН. Соответственно, необходимо создавать институты. С точки зрения вопроса легитимности парламент БРИКС, состоящий из парламентариев стран-участников является реально представительской структурой в отличие от той же Генеральной Ассамблеи ООН.

В то же время парламенты стран БРИКС, как правило, не являются реальными субъектами внутренней и внешней политики своих государство. Важно отметить, что это абсолютно нормальная и доказавшая свою эффективность модель. Попытки внедрить «либеральную демократию», как правило, заканчиваются хаотизацией. Парламент должен выполнять законотворческую и консультативную для органов исполнительной власти функцию. В свое время Борис Грызлов очень точно подметил, что «парламент — не место для дискуссий». Действительно, просто разглагольствовать без повода или даже по делу не нужно. А вот вырабатывать соответствующие решения, как новые, так альтернативные, через конструктивное обсуждение необходимо.

В БРИКС такого органа не хватает, поскольку работа ведется исключительно по поручениям глав государств. Такое, безусловно, должно быть. И это самое важное, однако автономный институт, который вырабатывал бы свои решения и дополнял уже существующие, необходим. Например, по разработке той же альтернативной финансовой системы, единой валюты стран БРИКС или перехода на расчеты в национальных валютах. Сейчас все это делают финансовые власти стран-участниц, которые имеют свою специфику и, как правило, ограничены решением сугубо своих профильных задач. Поэтому многие замечательные проекты тормозятся. Политическая воля исходит только от лидеров государств, а не от глав того же Минфина России, Китая, Индии и т.д. Здесь это не так важно.

Помимо этого, парламент БРИКС может выполнять важную политическую функцию, декларируя на весь мир цели и задачи альянса, его взгляд на тот или иной вопрос. В свое время данную функцию выполняла Генеральная Ассамблея ООН, однако по прошествии времени, как геополитические реалии кардинальным образом изменились, статус Генассамблеи был девальвирован. Никто её уже не воспринимает всерьез, а механизм принятия декларация и резолюций давно устарел. Миру нужен новый выразитель интересов большинства. И, надо сказать, интересы мирового большинства полностью соответствуют интересам России.

Таким образом, БРИКС начинает проходить процесс институционализации. Начало работы собственного парламента станет важным шагом для усиления геополитического влияния организации. Но все же необходимо понимать, что это дело не ближайшего времени, но уже среднесрочной перспективы.