Пекин может «наказать» ЕС. Что не поделили Китай и Европа

Пекин может «наказать» ЕС. Что не поделили Китай и Европа

Евросоюз решил вступить в серьезную схватку с Китаем. По его инициативе начато расследование по поводу электромобилей, поступающих из КНР. Он хочет найти основания для того, чтобы вытеснить Пекин с рынка. Но европейцам стоило бы сто раз подумать перед этим. Ведь у китайцев имеются важнейшие для европейских автомобильных предприятий аккумуляторные батареи.

Наплыв китайских электромобилей в Европе

ЕС продолжает обострять отношения с КНР. Еврокомиссии не нравится, что Пекин переполнил европейский рынок своими электромобилями. По мнению Брюсселя, Пекин сильно занизил их стоимость за счет больших государственных субсидий. Китай продает в Европе все больше и больше электромобилей, объемы продаж будут расти и дальше.

Например, в текущем году особенно популярным стал бренд BYD. Ему удалось сместить с первого места по продажам в КНР фирму Volkswagen. Также этот бренд увеличил поставки в 15 европейских государств. Кроссовер Atto 3 побил рекорды по продажам в Швеции. Предприятие BYD уже готово реализовывать новые модели. К концу этого года начнутся поставки седана Seal. В Германии он будет стоить примерно 45 000 евро и станет серьезным конкурентом Tesla Model 3 и ряду моделей Volkswagen.

Но как только Пекин получил известие о расследовании ЕК, акции его производителей электромобилей резко упали. Власти Китая заявили, что такое поведение Европы причинит колоссальный ущерб их взаимному сотрудничеству в сфере экономики и торговли. Пекин убеждает, что невысокие цены обусловлены вовсе не госсубсидиями.

Также власти КНР отметили, что большая часть машин на европейский рынок идет как раз от западных брендов, которые производят их на территории Китая. Самый крупный поставщик электромобилей – американская компания Tesla. Именно на ее продукцию пришлось 40% экспорта из КНР в Европу в этом году.

Пекин может «наказать» ЕС. Что не поделили Китай и Европа

Давление на Пекин

Еврокомиссия затеяла это расследование, чтобы у нее были формальные причины для введения ограничений на поставки китайских электромобилей. Интересно то, что Евросоюз планирует к 2035 году вовсе перестать закупать обычные машины с двигателями внутреннего сгорания, потому что ратует за экологию, уменьшение вредных выборов в атмосферу. Сменить их ЕС как раз хочет электромобилями. Соответственно, наоборот должен поддерживать этот рынок, а не удалять главного поставщика.

Но на это есть своя причина. Евросоюз боится, что дешевые электромобили из Китая помешают собственным предприятиям успешно перейти на изготовление таких машин. Поэтому желает ввести более жесткие пошлины на поставки из КНР. С одной стороны, это позволит местным компаниям чувствовать себя увереннее, а с другой, внесет разлад в отношения с Китаем – ключевым поставщиком сырья промышленности Европы.

Эксперты высказывают разные мнения на этот счет. Многие думают, что риск введения высоких пошлин небольшой. Тем более что немецкий министр экономики заявил, что никто не планирует вытеснять электромобили Китая с рынка Европы, просто ЕК хочет проверить, нет ли субсидий, которые препятствуют здоровой конкуренции.

Но есть и те, кто считает, что пошлины все же введут. Ведь подобных ситуаций было немало. К примеру, производители удобрений в России часто слышали угрозы от европейцев, которые считали, что дешевизна продукции обусловлена скрытыми субсидиями. В итоге провели расследование и ввели пошлины. И было это еще в 2019 году, то есть спецоперация тут не при чем.

ЕС может не наказывать Пекин, если тот согласится с претензиями комиссии и повысит стоимость своих электромобилей. Возможно, Европа попросит еще какие-то уступки, например, поставлять на ее рынок аккумуляторы по более низкой цене или закупать у нее больше товаров.

Пекин может «наказать» ЕС. Что не поделили Китай и Европа

Есть, чем ответить

Если Евросоюз все же установит повышенные пошлины на поставки электромобилей, то произойдет серьезное обострение торговой войны с Китаем. Пекин не смирится с таким положением дел, а тут же начнет отвечать. И ему есть, чем насолить Европе, например, лишить ее вовсе своих аккумуляторов и электромобилей. Европейцы не смогут производить машины самостоятельно без китайских батарей.

Так что ответные меры КНР могут дорого стоить ЕС. Пекин уже взял под свой контроль 60% мирового производства аккумуляторов. Европейцам будет просто негде брать достаточное количество батарей, чтобы создавать автомобили, которые смогут полностью отвечать их планам по защите окружающей среды.

Особенно пострадают автоконцерны Германии, у которых внушительные производственные мощности расположены на китайской территории. Поэтому совсем не удивляет тот факт, что после известия о проведении расследования, подешевели акции не только производителей КНР, но и Европы.