Переименования в Казахстане: но тут снизу постучали
30 мая 2024 года из Казахстана пришла новость о том, что решением маслихата (аналог нашей городской Думы) Бостандыкского района города Алма-Аты большая часть проспекта имени Юрия Гагарина – аккурат между улицей Тимирязева и проспектом аль-Фараби – будет переименована в честь казахского советского оперного певца Ермека Серкебаева.
Ничего плохого о Ермеке Серкебаеве сказать не могу – известный представитель казахской и советской культуры, действительно выдающий певец, лауреат различных премий – в общем, абсолютно достоин того, чтобы его имя носила улица в городе, где он прожил большую часть жизни вплоть до своих последних дней.
И всё же меня не покидает ощущение, что одним из главным мотивов переименования стала этническая принадлежность певца. Менять русское, в данном случае Гагарина, на казахское в последнее время стало модно в этой среднеазиатской республике.
Не так давно отшумел скандал с повальным переименованием казахстанских железнодорожных станций, построенных во времена СССР, большинство из которых никогда не имело иного названия, кроме русского. Тогда многие общественные деятели в России справедливо увидели в этом признаки государственной русофобии.
«Минтранс республики захотел переименовать несколько ж/д станций и заменить русские названия на казахские. К примеру, предлагают заменить станцию "Уральск" на "Орал", "Узень" на "Жаңаөзен" и т. д. Как показывает опыт Прибалтики, это очень опасная тенденция. Здесь тоже всё начиналось с малого, а потом превратилось в настоящий снежный ком: закрывали русские школы, убирали советские памятники, запрещали русский язык и, наконец, выгнали пенсионеров на мороз. Понятно, что под предлогом поддержки своего места в истории можно пойти очень далеко, особенно удобно прикрываться историей для продвижения таких вот сомнительных решений», – написала тогда в своём тг-канале российская журналистка и телепродюсер Тина Канделаки.
Но подобный поиск исторических основ для построения новой казахской государственности с точки зрения логики апологетов этнократии может быть ещё хоть как-то оправдан – надо же как-то проводить казахизацию якобы «слишком русского» Казахстана.
А вот то, о чём речь пойдет далее, на мой взгляд, не поддаётся ни осмыслению, ни разумному объяснению, даже в искривлённом ксенофобией сознании казахского националиста.
Итак, на платформе электронных петиций Epetition.kz появилось обращение к министру юстиции Азамату Ескараеву с требованием признать официальной религию тенгрианство – средневековое этническое вероучение тюрко-монгольских кочевников евразийских степей и Центральной Азии, в которой высшим божеством считался Хан Тенгри – обожествлённое небо.
Сам по себе термин «тенгрианство» появился 1956 году, когда его в широкий международный научный оборот ввёл французский учёный-востоковед Жан-Поль Ру. Затем название новой-старой религии появилось и в книге «АЗ и Я» советского казахского поэта Олжаса Сулейменова.
Кстати, забавное совпадение: широкую известность и признание как во всё СССР, так и в родном Казахстане Сулейменов получил весной 1961 года после написания поэмы «Земля, поклонись человеку», посвященной полёту Юрия Гагарина…
Но вернёмся к петиции. Её авторы упреждают, что на данный момент почти миллион человек из 20 миллионов жителей Казахстана являются последователями тенгрианства. Правда, пока в поддержку их инициативы на платформе правительства высказались лишь 200 человек при необходимых для начала процедуры рассмотрения 50 тысячах подержавших. Впрочем, инициаторов обращения это ничуть не смущает и они с уверенность заявляют, что уже через несколько лет, число их последователей перевалит за миллион.
«В последние годы в Казахстане повсеместно увеличивается число приверженцев вероучения, сформировавшегося и достигшего статуса государственной религии в период возвышения ряда древнетюркских каганатов и империй. Предполагается, что количество граждан, открыто идентифицирующих себя как тенгрианцев, достигнет более миллиона человек уже через несколько лет», – указывают авторы документа.
Такой вот странный, на первый взгляд, способ возвращения к «историческим корням». Но это лишь на первый взгляд. На самом деле, анализируя государственную политику нынешнего казахстанского руководства, иного ожидать и не приходилось.
«Казахстан является прямым преемником кочевой цивилизации Великой степи. Признанной вершиной государственного строительства на огромных просторах Центральной Евразии всегда выступал Улус Джучи, всемирно известный как Золотая Орда», – это сказал ни кто-нибудь, а нынешний глава РК Касым-Жомарт Токаев.
По его словам, Улус Джучи, подобно Римской империи, задал стандарты развития для государств и народов Великой степи на многие столетия вперед, а геополитическое наследие этой средневековой державы послужило почвой для возникновения целого ряда евразийских государств, в том числе Казахского ханства.
Скажите мне, чего ещё можно было ожидать от не в меру инициативных полоумных активистов, коих везде предостаточно, если президент страны в своих поисках исторической опоры казахской государственности докопался, кажется, до самого дна? Ну, вот ему снизу и постучали.
Раз держава, созданная потомками Чингисхана, является по мнению, Токаева, праматерью нынешнего Казахстана, то почему религиозному культу времён Великого Монгола не стать в этой стране официальным? Как пишут местные СМИ, если так пойдет и дальше, тенгрианство признают-таки официальной религией.
Всё это было бы смешно, когда б не пример одной соседней с нами страны, где тоже любили копаться в истории, докопавшись в итоге – в прямом и переносном смысле – до самого дна Чёрного моря. Там ведь тоже всё начиналось с казалось бы, безобидных и смешных рассказов про «древних укров», а закончилось всё разжиганием ненависти, русофобией и кровавой бойней, уже стоившей этом народу нескольких сотен тысяч жертв.
Вот и думай, а может не стоит копать так глубоко? Можно ведь и себя закопать.
Алексей Белов