Пережила предательство, работала нянькой и чуть не умерла. Что стало с Людкой из «Любовь и голуби» после побега из России.
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>Пережила предательство, работала нянькой и чуть не умерла. Что стало с Людкой из «Любовь и голуби» после побега из России.ВчераВчера42811 минОглавление
Показать ещё
В начале 1980-х годов на экранах появилась обаятельная молодая актриса Янина Лисовская, исполнившая роль старшей дочери в семье Кузякиных в ставшей впоследствии легендарной комедии «Любовь и голуби». Эта яркая работа принесла ей широкую известность и сделала узнаваемой для миллионов зрителей. Тогда многим казалось, что перед ней открывается блестящий путь в кино и что её экранная карьера будет только набирать обороты. Однако жизнь распорядилась иначе.
Карьера, предрешённая с детства
Янина Лисовская родилась 17 сентября 1961 года в Москве, и её жизненный путь с самого начала был тесно связан с искусством. Девочка появилась на свет в творческой семье: её отец, Константин Лисовский, известный в столице и далеко за её пределами тенор, выступал на сцене Московской филармонии и преподавал вокальное мастерство в знаменитой Академии имени Гнесиных. Мама, Людмила Лисовская, посвятила себя переводу, но искусство также занимало важное место в её жизни.
С самых ранних лет Янина была окружена творчеством. Часто бывая на репетициях отца, она невольно впитывала магию сцены и всё больше убеждалась, что её призвание – театр. После окончания школы девушка без колебаний подала документы в Школу-студию МХАТ, где ей посчастливилось учиться у мастеров с мировым именем – Олега Ефремова, Андрея Мягкова и Александра Калягина. В числе её однокурсников были и будущие звёзды отечественного экрана: среди них – Александр Феклистов и Вера Сотникова.
Первые шаги на сцене
Свою театральную карьеру Янина Лисовская начала в стенах Центрального детского театра под руководством Анатолия Бородина. Там она быстро зарекомендовала себя как одарённая и выразительная актриса. Уже в первые годы своей работы она делила сцену с такими талантливыми артистами, как Евгений Дворжецкий и Сергей Серов, что позволило её набраться опыта и отточить до совершенства актёрское мастерство.
Янина Лисовская. Фото: mvprint.ruЯнина Лисовская. Фото: mvprint.ru
Знаковым моментом в её театральной судьбе стал 1987 год, когда Олег Ефремов пригласил Янину на службу во МХАТ. Именно там она впервые вышла на сцену в роли Сони из чеховского «Дяди Вани». Партнёрами по спектаклю стали легендарные актёры — Иннокентий Смоктуновский и Анастасия Вертинская. Эта работа стала для Лисовской важной вехой и открыла перед ней новые горизонты в профессии.
Однако настоящая всесоюзная слава пришла к ней не с театральной сцены, а с экрана. Участие в кинокартине «Любовь и голуби», где она сыграла старшую дочь Кузякиных, стало переломным моментом: её героиню полюбили зрители, а имя актрисы мгновенно стало широко узнаваемым. Успех был очевиден, и казалось, теперь карьера стремительно пойдёт вверх. Но жизнь оказалась не столь предсказуемой: впереди Лисовскую ждали не только триумфы, но и серьёзные испытания.
Путь к сердцам через радиоэфир
Прежде чем завоевать любовь зрителей на экранах кинотеатров, Янина Лисовская уже успела покорить слушателей через радиоприёмник. Её голос стал настоящим украшением для радиоспектаклей, которые пользовались широкой популярностью в стране. Артистка участвовала в озвучивании таких известных постановок, как «Пиноккио», «Собор Парижской Богоматери», «Три мушкетёра» и «Двенадцать стульев». Её естественная интонация, богатая эмоциональная палитра и тёплый, запоминающийся тембр позволили ей мгновенно расположить к себе аудиторию.
Янина Лисовская. Фото: kasheloff.ruЯнина Лисовская. Фото: kasheloff.ru
Работа в радиоэфире стала для Янины не только школой мастерства, но и своеобразным мостом к экранному искусству. Параллельно с выступлениями в аудиоспектаклях она начала делать первые шаги в кино. Её дебют в большом кино состоялся в 1982 году — тогда Лисовская появилась в фильме «Не хочу быть взрослым». Эта картина стала отправной точкой, за которой последовали заметные роли в других проектах, среди которых — военная драма «Привет с фронта» и картина «Лучшие годы».
«Людк, а Людк!» — роль, ставшая легендой
В середине 1980-х годов на экраны вышла лирическая комедия Владимира Меньшова «Любовь и голуби» — фильм, которому было суждено занять особое место в истории советского кинематографа и в сердцах зрителей. Эта тёплая, искренняя картина вскоре стала по-настоящему народной и буквально разошлась на цитаты.
Для 23-летней Янины Лисовской участие в этом проекте стало не просто работой — роль деревенской девушки Людмилы Кузякиной, более известной зрителям как Людка, изменила её жизнь. Яркая, эмоциональная героиня запомнилась миллионам, а сама Лисовская, как это принято говорить, уже на следующее утро проснулась знаменитой.
Кадр из к/ф «Любовь и голуби» 1984 г.Кадр из к/ф «Любовь и голуби» 1984 г.
Сама Янина позже вспоминала, что работа над фильмом была особенной. На съёмочной площадке царила творческая свобода, и Владимир Меньшов охотно поддерживал актёрские импровизации. Многие реплики, придуманные прямо в процессе, попали в итоговую версию картины. Именно так родилось множество незабываемых эпизодов, а фраза Нади, произнесённая с интонацией, ставшей хрестоматийной — «Людк, а Людк! Глянь, чё делается!» — давно стала частью народного фольклора.
Удивительно, но образ Людки — простой, местами наивной, но по-своему мудрой и сильной женщины из провинции — оказался во многом пророческим. Спустя годы черты характера её героини неожиданно откликнулись в реальных поворотах судьбы самой актрисы.
Разбитые надежды
Личная жизнь Янины Лисовской началась с яркого, многообещающего романа, который вскоре перерос в брак. В 1988 году она связала судьбу с Игорем Волковым — талантливым актёром, который запомнился зрителям по роли юного Ломоносова в телесериале «Михайло Ломоносов». Их познакомил общий друг Игорь Лях, с которым Лисовская снималась в фильме «Любовь и голуби», где он исполнил роль её экранного брата.
Янина Лисовская и Игорь Волков. Фото: 7days.ruЯнина Лисовская и Игорь Волков. Фото: 7days.ru
С первого общения Волков произвёл на Янину сильное впечатление: умный, начитанный, он казался идеальным собеседником и надёжным партнёром. Молодые актёры смотрелись очень гармонично — их союз воспринимался как начало красивой и долгой истории. Но за внешней романтикой скрывались противоречия, которые со временем только обострялись.
Спустя всего два года — в 1990-м — брак распался. Оглядываясь назад, Лисовская без сожаления вспоминала тот период, называя брак ошибочным и разрушительным:
«Это была не любовь! Даже вспоминать об этом человеке и о том периоде не хочется!», — призналась она много лет спустя.
Эти отношения оставили глубокую душевную рану. Испытав серьёзное разочарование, актриса на какое-то время отказалась от мысли построить семейное счастье и целиком сосредоточилась на карьере.
Новая любовь и переезд в Германию
Начало непростых 1990-х стало переломной вехой в жизни Янины Лисовской. Именно в этот период она встретила человека, который в корне изменил её судьбу — немецкого актёра Вольфа Листа. Их знакомство произошло во время зарубежных гастролей МХАТа: Лист увидел Лисовскую в спектакле «37 мая» и с первого взгляда влюбился в неё.
Кадр из к/ф «Любовь и голуби» 1984 г.Кадр из к/ф «Любовь и голуби» 1984 г.
Несколько месяцев спустя немецкий театр приехал с ответным визитом в Москву. Судьба, словно по сценарию, подарила им вторую встречу. Вольф оказался настойчивым и искренним: выучив русский язык, он начал писать Янине проникновенные письма, и его решимость постепенно растопила сердце актрисы. Их роман развивался на фоне нестабильной и бурлящей России начала девяностых — времени, когда будущее было абсолютно непредсказуемым.
В 1993 году, на фоне нарастающего хаоса в стране, Лисовская приняла, пожалуй, одно из самых трудных решений в своей жизни — она согласилась на переезд в Германию. Осенью того же года, во время драматических событий у Белого дома, актриса вместе с родителями оказалась вблизи эпицентра вооружённого конфликта — их дом находился недалеко от места штурма. По телефону Вольф, находясь в Германии, звонил в панике, уговаривая её покинуть Россию, пока не поздно.
После мучительных раздумий Лисовская всё же решилась. Она уезжала не только из страны, но и от уже состоявшейся карьеры, от поклонников, от близких и от образа жизни, к которому привыкла. Правда, перед отъездом она встретилась с Олегом Ефремовым. Мудрый наставник не стал её отговаривать, а, наоборот, поддержал, пообещав: если она захочет вернуться, двери МХАТа для неё всегда будут открыты.
Этот шаг был очень рискованным, но осуждать актрису, которая последовала за своим любимым мужчиной, пожалуй, не стоит.
От сцены МХАТа — к работе нянькой.
Эмиграция в Европу в начале 1990-х стала серьёзным испытанием для многих советских артистов, и Янина Лисовская не стала исключением.
Переезд в Германию стал для Лисовской не просто переменой места жительства, но и необходимостью себя заново реализовывать. Всё осталось позади: и сцена МХАТа, и любовь зрителей, и близкие. В новой стране её имя ничего не значило, а славное прошлое не открывало дверей — здесь начинать приходилось буквально с нуля.
Янина Лисовская. Фото: prostolike.netЯнина Лисовская. Фото: prostolike.net
Как и многие эмигранты, Янина столкнулась с реальностью чужой культуры: языковой барьер, отсутствие профессиональных связей, бытовые трудности. Она с упорством осваивала немецкий язык, посещала курсы в институте, стараясь адаптироваться как можно быстрее.
Но, несмотря на известность в России, в Германии Лисовской пришлось принять то, с чем сталкиваются тысячи переселенцев: необходимость зарабатывать любым доступным способом. Чтобы не чувствовать себя бесполезной и не выпадать из активной жизни, она согласилась на непрестижную работу — нянькой в детском саду.
«По утрам я шла в ясли, где кормила малышей кашей и меняла пелёнки», — вспоминает она с иронией и горечью.
Вот такой резкий контраст с недавним прошлым, когда её фото украшали театральные афиши, а публика аплодировала стоя.
Материнство на грани жизни и смерти
В Германии у Янины и Вольфа родился ребёнок. Это событие стало не только долгожданным и радостным, но и одним из самых тяжёлых испытаний.
Беременность протекала с осложнениями, и с самого начала Янина была под пристальным вниманием врачей. Но настоящий драматизм развернулся в родильной палате. Во время родов выяснилось, что пуповина оказалась слишком короткой — ситуация стремительно выходила из-под контроля. Медики приняли срочное решение проводить кесарево сечение под общим наркозом.
Позднее актриса признавалась, что в те страшные минуты внутренне уже попрощалась с жизнью. Однако врачам удалось спасти и её, и ребёнка. Немецкая система здравоохранения, с её оперативностью и профессионализмом, сыграла решающую роль в том, чтобы этот день стал днём рождения, а не днём смерти.
Первым, кто взял на руки новорождённую девочку, был Вольф. Он неотступно находился рядом, поддерживал жену морально и физически, переживая каждую секунду вместе с ней.
Янина с мужем и дочерью. Фото: 7days.ruЯнина с мужем и дочерью. Фото: 7days.ruВозвращение на сцену
Оказавшись вдали от родины, Янина Лисовская поставила перед собой цель вернуться на сцену. Несмотря на все сложности, языковой барьер и отсутствие профессиональных связей, она все же сумела пробиться в театр.
Во Фрайбурге, на юге Германии, Лисовская заняла своё место в местном театре, где не только играла, но и ставила спектакли. Под её руководством и с её участием зрители увидели постановки «Маленький Мук», «Руслан и Людмила», «Ревизор» и даже интерпретацию «Волшебника из страны Оз».
Параллельно актриса начала получать предложения в кино и на телевидении. Благодаря узнаваемой внешности, славянской харизме и мягкому акценту, Лисовская часто играла героинь-иностранок. Хотя роли были преимущественно эпизодическими, она сумела стать узнаваемой среди европейского зрителя.
Янина Лисовская. Фото: lifeactor.ruЯнина Лисовская. Фото: lifeactor.ru
Одной из значимых работ стала роль Людмилы Балкаевой в телевизионной драме «Полет в ночи — катастрофа над Юберлинген», основанной на реальных событиях 2002 года, когда в небе над Германией столкнулись пассажирский и грузовой самолёты. Актерская игра Янины, сыгравшей роль матери погибшего ребёнка, по достоинству оценили кинокритики.
Среди других заметных работ — участие в фильмах «Улыбка глубоководных рыб», «Потерянное время», «Друзья из Франции» и «Парк осколков». Пусть эти роли и не были главными, но её игра неизменно запоминалась зрителям своей искренностью и глубиной.
Но самым большим успехом для Лисовской стало участие в легендарном телевизионном проекте — детективном сериале «Место преступления» (Tatort), который выходит в Германии с 1970 года и пользуется неизменной популярностью у миллионов зрителей. В 2012 году она появилась в одном из эпизодов, сыграв Розу — женщину-иммигрантку из Восточной Европы. Для актрисы это стало символическим возвращением на экран — уже в статусе европейской актрисы.
Её фильмография продолжала пополняться. В 2011 году Лисовская снялась в военной мелодраме «Потерянное время» режиссёра Анны Джастис, а спустя несколько лет — в психологической драме «Парк осколков». Уже в 2020-х она вновь удивила зрителей, появившись в немецко-австрийской комедии «Счастье — это решение», где сыграла харизматичную подругу главной героини.
Россия в сердце — навсегда
Прошли десятилетия с тех пор, как Янина Лисовская покинула родину, но связь с Россией не прервалась. Несмотря на годы, проведённые за границей, она не забывает, откуда её корни. Москва — город её детства, юности и первых шагов на сцене — по-прежнему занимает особое место в её сердце. Актриса регулярно приезжает в столицу, где живут её друзья и сохранились теплые воспоминания.
Кадр из к/ф «Любовь и голуби» 1984 г.Кадр из к/ф «Любовь и голуби» 1984 г.
Каждое возвращение в Россию становится для неё маленьким личным праздником. Выйдя из самолёта в Шереметьево, она признаётся, что всякий раз с волнением вдыхает родной воздух, словно запоминая его заново, и обязательно гуляет по тихим улочкам, где прошла её юность. Эти прогулки — как встреча с собой прежней, как разговор с той Москвой, которую она носит внутри, несмотря на расстояния и время.
«Я давно живу за границей, но Москва — в моём сердце. Я люблю её до сих пор. Только одного мне, пожалуй, не хватает — родного кинематографа. Почему-то не приглашают. А я очень хочу снова выйти на съёмочную площадку, рядом с русскими артистами», — признаётся Лисовская с лёгкой грустью.
Несмотря на новую жизнь, европейские проекты и стабильность, в её голосе по-прежнему звучит та же интонация, с которой когда-то юная Людка с экрана вошла в сердца зрителей. В ней живёт та самая Россия — со своими чувствами, болью, теплом и памятью. И, быть может, она ещё скажет своё слово — на родной сцене, перед родной камерой.