Перекладывают ответственность друг на друга. Борисов начинает новую битву с Минфином и Минэком
Какой-то сюрреализм происходит с программой по развитию судостроительной отрасли России. Министерство промышленности и торговли намерено получить на неё финансирование из Фонда национального благосостояния.
Идея абсолютно верная и правильная. Предлагаемый Минпромторгом проект подразумевает следующее.
До 2030 года по «Программе льготного лизина гражданских судов водного транспорта» будет построен 301 корабль. Из них 130 грузовых судов, 20 земснарядов, 163 пассажирских судна и 5 кораблей рыбопромыслового флота. Общая стоимость программы составляет 300 млрд рублей.
Из них 108 млрд предполагается взять из ФНБ, 108 млрд рублей — из внебюджетных источников (возможно, собственные средства ГТЛК), а 84 млрд рублей — из федерального бюджета.
Схема финансирование из ФНБ предлагается следующая. До 2030 года Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) выпускает облигации на срок в 25 лет по ставке в 1,5%. Эти ценные бумаги скупает ФНБ.
Схема достаточно адекватная. К слову, именно такая модель утверждена Юрием Борисовым по государственному заказу авиатехники. Правда, цены там на порядок выше. Только в 2022-2024 гг предполагается выделить из ФНБ 279 млрд рублей за заказ отечественных судов, которые впоследствии будут сданы в лизинг.
К счастью, по авиации разобрались. Однако теперь необходимо думать о развитии всего транспортного машиностроения. И механизм лизинга с привлечением средств ФНБ является наиболее эффективной моделью.
Но здесь имеются сложности. Минпромторг обратился к Юрию Борисову, что вице-премьер помог решить вопросы с Министерством финансов и Министерством экономического развития, поскольку в настоящий момент проект лизинга гражданских судов «не рассмотрен и не включен в сформированный Минэкономразвития России перечень приоритетных инфраструктурных проектов с финансированием за счет средств ФНБ»
А в этих двух ведомствах, складывается такое ощущение, прячут голову в песок. Так в ведомстве Решетникова заявляют, что проработка финансирования проекта может начаться только тогда, когда соответствующее решение примет Президент или премьер-министр. На это ссылаются и в Министерстве финансов, не желая проводить предварительный анализ проекта.
Подобная ситуация наглядно демонстрирует, каким образом строится работа в ведомствах Решетникова и Силуанова. Пока им не спустят сверху команду, они не способны самостоятельно инициировать что-либо полезное для развития отечественной экономики. От Минфина мы и вовсе слышим только предложения о необходимости еще большего изъятия средств в ФНБ.
Адекватная работа должна строится следующим образом. Проект прорабатывается на уровне Минпромторга, Минфина и Минэка. Определяются его основные параметры, в том числе, по вопросу финансирования.
Далее проект выносится на уровень профильного вице-премьера (то есть, Борисова), который решает возможные спорные моменты. Однако все предложения должны быть проработанными, а Борисов должен будет выбрать наиболее приемлемый вариант.
Следующим шагом полностью готовый проект выносится на уровень Мишустина, который его утверждает. Все. Он даже не должен доходить до Президента, у которого огромное количество иных дел. Президент определяет стратегический курс развития страны, а подобного рода программы являются важными, но специализированными.
Здесь же Минпромторг вынужден уже на «нулевом» этапе обращать к Борисову, поскольку не видит никакой поддержки в Минфине и в Минэке. Там же заявляют, что соответствующее поручение должен дать Мишустин или же (!) Путин.
В результате с высокой долей вероятности проработка проекта затянется на долгий срок. Как, например, по ВНХК в Находке, основные параметры которого Минфин с Роснефтью не могут согласовать уже более года.
Надеемся, что Юрий Борисов сможет выправить ситуацию. Однако мы опять возвращаемся к ручному управлению, а подобного рода программы должны проходить на автомате в максимально короткие сроки.