Первый полет Ту-134: комфорт и характерный свист в небе СССР

data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>Первый полет Ту-134: комфорт и характерный свист в небе СССРСегодняСегодня63 минОглавление

Первый полет Ту-134: комфорт и характерный свист в небе СССРНа базе пассажирского лайнера Ту-134 был разработан учебно-тренировочный самолет Ту-134УБЛ. Фото: Фото: ФедералПресс / Антон ФедуловНа базе пассажирского лайнера Ту-134 был разработан учебно-тренировочный самолет Ту-134УБЛ. Фото: Фото: ФедералПресс / Антон Федулов

МОСКВА, 29 июля, ФедералПресс. 29 июля 1963 года состоялся первый полет Ту-134, реактивного пассажирского самолета, ставшего одним из самых распространенных в истории советской гражданской авиации и получившего международное признание. Подробности о создании лайнера и о первом полете – в материале «ФедералПресс».

Создание самолета Ту-134

В начале 1960-х основу авиапарка ближнемагистральных самолетов в СССР и странах соцлагеря составляли устаревшие Ил-14, вмещавшие до 36 пассажиров. В это время наступала эра реактивной авиации. В конце 1950-х появился французский CMC SE-210 «Каравелла» с турбореактивными двигателями в хвостовой части. Такая конструкция улучшала аэродинамику и снижала шум в салоне.

Кроме того, первый советский реактивный лайнер использовался в основном на международных и наиболее загруженных внутренних рейсах. «Аэрофлоту» требовался самолет для региональных линий дальностью до 2000 км, скоростью 800-900 км/ч на высоте 10-12 тыс. метров, вместимостью не менее 40 пассажиров и возможностью взлета с коротких полос.

1 августа 1960 года было принято решение о создании скоростного пассажирского самолета Ту-124А. Опыт разработки реактивных самолетов позволил ОКБ А.Н. Туполева быстро создать новый лайнер: проектирование и постройка прототипа заняли три года. Самолет был собран в первой половине 1963 года, а 29 июля экипаж во главе с Александром Калиной совершил первый полет, после чего начались испытания. 20 ноября 1963 года машина получила новое название – Ту-134.

За длинный узкий фюзеляж и характерный высокий звук двигателя авиалайнер окрестили «Стилягой» и «Свистком».

Первые полеты Ту-134

Самолет представлял собой цельнометаллический низкоплан со стреловидным крылом, двумя турбореактивными двигателями в хвостовой части и Т-образным оперением. Для посадки на короткие полосы использовались тормозные парашюты. В одноклассной конфигурации самолет вмещал до 72 пассажиров. Серийное производство Ту-134 осуществлялось в Харькове с 1966 по 1984 годы.

Эксплуатация Ту-134 началась в сентябре 1967 года рейсом Москва – Адлер. Самолет отличался высоким уровнем комфорта. Первое время он обслуживал международные и внутренние рейсы между Москвой и крупными городами, а с начала 1970-х стал главным самолетом на региональных линиях.

Было построено 852 самолета различных модификаций, включая пассажирские, специальные, учебные версии, летающие лаборатории, сельскохозяйственные и VIP-модификации.

К началу 1990-х парк Ту-134 в СССР перевез около 500 млн пассажиров.

Авиакатастрофа с Ту-134

Вечером 20 июня 2011 года пассажирский самолет Ту-134, совершавший чартерный рейс из Москвы в Петрозаводск разбился при заходе на посадку в 700 метрах от взлетно посадочной полосы (ВВП) аэропорта Петрозаводска.

На борту находились 52 человека, из них 44 погибли при крушении, а трое из восьми пострадавших позже скончались в больницах.

Позже выяснилось, что в условиях плохой видимости при заходе на посадку на высоте 150 метров и на расстоянии три километра от взлетно-посадочной полосы (ВПП) аэродрома Петрозаводска самолет пересек заданную траекторию снижения, для дальнейшего выдерживания которой требовалось, чтобы экипаж установил вертикальную скорость снижения равной четырем метрам в секунду, но этого сделано не было. При посадке на скорости около 290 километров в час самолет задел деревья по обочинам дороги и накренился на правый борт.

Пролетев еще 510 метров, лайнер столкнулся с бруствером дороги практически в перевернутом положении разрушился и загорелся.

Напомним, легендарный самолет Ту-134 совершил свой заключительный пассажирский рейс из Иркутска в 2019 году.

Фото: ФедералПресс / Антон Федулов